Остров Змеиный, июль 2010г.


Пообещав себе вернуться ещё раз на этот остров после первой поездки в 2007 году, я всё же выполнил своё обещание, хотя это оказалось не таким лёгким делом. Ни в 2008, ни в 2009 году, у нашей группы не получалось туда попасть – мешала погода, то вдруг из компании выбывало несколько человек и поездка оказывалась дорогой по транспорту, то удобное для нас время оказывалось занятым, то остров посещали какие-то комиссии или сам «гарант». Остров, как будто не пускал нас к себе, не желая делать нашу поездку неудачной. Мы его уже даже про себя называли островом «Невезения». И вот назначенная дата пришла, звонок принимающей стороне, и – опять прогноз с риском 50% не попасть на подводные объекты, куда нам очень хотелось бы попасть и ради чего всё затевалось. Принимаю решение ехать, следующая возможность будет только осенью, а соберётся ли команда, а будет ли погода? Это мы уже «проехали» не раз.

Дорога в микроавтобусе, будь он и «Мерседес», всё же не сахар, но немного коньяку и хорошая компания всегда помогает легче переносить нелёгкую дорогу. Прибыв под утро в г. Вилково, мы слегка взбодрились, выпив свежеприготовленный кофе на газовой плитке прямо на обочине дороги, и, быстро позавтракав, отправились на экскурсию по городу. Заехали на турбазу «Пеликан», где мы останавливались прошлый раз, побродили по ней, почему-то не вызвав интереса у хозяев, как потенциальные клиенты, посмотрели на Дунай, изрядно поднявший свой уровень, но всё же не вызвавший пока особой паники у местного населения, в отличие от тележурналистов. Посетили местный базарчик и уже, потом приехали грузиться на «Косатку». Уходили долго - часа полтора, дожидаясь разрешения всяких формальностей. Было жарко и пришлось искупаться в Дунае прямо на стоянке. Всё – отчалили, спуск по Дунаю 20 км, глазеем на берега - наш и румынский, наконец-то увидели пеликанов, из-за которых оставались в прошлую поездку специально на целый день, но тогда осенью они уже улетели в тёплые края.

По пути на остров первое погружение на «объект 1907», затонувшее судно, названное по году его обнаружения и так до сих пор не опознанное. Немножко он изменился, сетей стало больше, оброс мидиями и почему-то стал менее интересен.

Идём дальше, теперь уже на сам остров, высаживаемся, селимся, потом прогулка по острову, экскурсия на маяк и в местный музей. Мог бы не ходить, наверное, опять то же самое услышу, но опять узнаёшь что-то новое об истории этого удивительного острова, который как магнит тянет к себе, обладая, особой энергетикой.

В субботу утром просыпаемся, а погодка то паршивая, ветер, по морю волна с барашками, «Косатки» нет на месте – понятно, стоит где-то за островом, где поспокойнее.

Мы идём на Дамский пляж купаться и варить кофе, вода тёплая - 25 градусов и, не смотря на неприятную для нас погоду, расположение духа бодрое. К 8-ми утра, пройдя через половину всего острова, спускаемся на Золотой пляж, откуда нас на «надуванчике» перевозят на судно. Завтрак мы переносим на «после первого дайва», поскольку в море качает, скоро погружение, поэтому немного чаю, печенья и пару таблеток от укачивания. Волна в море неслабая, и нам предлагается вместо кормы «Лейтенанта Зацаренного» - мелководный дайв на затопленный плавучий румынский аэродром. Вся группа за корму, я тяну время с решением, а ветер немного разворачивается и волна, похоже, начинает затихать. Всё - идём на корму, и хотя всё же качает, мы готовы к погружению в таких условиях. Однако не всё так оказалось страшно и всей нашей «бандой» мы уходим под воду. В эту поездку повезло с видимостью, она гораздо лучше и можно увидеть если не всё судно, то значительную его часть. К сожалению время не щадит такие объекты и видно, как борта судна начали активно разваливаться. Судно изрядно обросло водорослями и мидиями и лежит как мохнатое чудовище, выставив сзади большой хобот-пушку, почему сзади? Так это же корма!!!

Над погибшим судном, как майские жуки над лугом, кружат дайверы, наслаждаясь невесомостью и осматривая «живую» историю, которой уже почти сто лет. За всем этим действом неустанно следит и снимает известный подводный оператор Саша Куракин, он со своей камерой, ощетинившейся двумя голубоватыми прожекторами, похож на космический корабль, бороздящий космос, но только подводный. Недельки через две обещал и фильм для нас смонтировать…

Видимо не зря я рисковал с поездкой, не взирая на прогноз, бог морей смилостивился и волна почти совсем улеглась, и мы всё же идём к давней моей мечте (а ей 4 года) – мы идём на подводную лодку «Щука». Её номер до сих пор не опознали, то ли 212, то ли 208. Я давно не чувствовал таких ощущений, и первый раз даже не почувствовал холодной 8-ми градусной воды в мокром костюме после 25 мин. плавания на 35 м глубине. Трагедия этой лодки поражает – видно, подорвавшаяся на мине, она с оторванным носом лежит почти на ровном киле, как огромный кит, решивший немного поспать, только сон этот уже навеки…

Вся группа в восторге, вид этого подводного зрелища не обманул наших ожиданий. Надо сказать, что утром, в почти штормовую погоду, мы об этом даже уже и не мечтали, тем приятнее был сюрприз. Рассказывать можно много, но лучше это увидеть своими глазами.

Закончить нырялку в этот день решили не ночным, а предзакатным мелководным погружением с северной стороны острова, прямо со стоянки «Косатки». Поплавали вдоль островного шельфа, посмотрев, кто на останки древних якорей и амфор, кто-то нашёл многотонные «мёртвые» бетонные якоря-пирамиды или висящий как воздушный шарик в толще воды фрагмент понтона объёмом в несколько кубометров. Все камни усеяны множеством мидии, на которую большим полчищем напала рапана, и видимо, из-за очень тёплой воды, уже начавшая тут же откладывать в большом количестве икру, похожую на белые хлопья снега на чёрных камнях. Я не удержался и «слепив» одну такую снежку, запустил в бадди…, эх-х недолёт.

Ужинаем на судне. На ужине «присутствует» знаменитая дунайская селёдочка, ну без 100 грамм она как-то не так идёт – немного усугубили за удачный день и за наших отважных дам. Не каждая барышня в своей жизни посещала такие места подводных трагедий.

Вечер так и шепчет, и, заварив два термоса с чаем, идём на берег любоваться провально-чёрным звёздным небом, и как водится, купаться по-королевски на сон грядущий.

Утро третьего дня встретило нас не лучше, чем предыдущее – свежий ветерок и волна, но пока вполне терпимая. Что-то вот не всем спалось, и мы раненько, часиков в 6, пошли на бережок купаться и варить кофе, как чувствовали… За нами прибежал гонец: пора отходить судну, ну чуть ли не якорные канаты рвутся. Быстро собрав вещи, эвакуируемся на судно, ага, и ещё битых полчаса торчим, кого-то ожидая.

Опять планы ломает погода – должны идти на нос «Зацаренного», но там с северо-запада ветерок нагнал волну, зато на корме погибшего эсминца неплохо и мы второй раз решаем посетить этот рэк. Спускаемся второй раз, мы уже хорошо ориентируемся, что где находится, можно уделить внимание деталям – рассмотреть снаряженные торпеды, пулемёт «Максим», уже сваленный с борта на дно, и многое другое. Заглянув у самого дна в квадратное окошко, я увидел уцелевшую электрическую лампочку, такие лампы снимали, поднимали наверх, включали, а они - горят. Вот форма явно не как у современных, грушевидных, а похожа на большую стеклянную каплю.

Поднявшись на поверхность, узнаём, что нам опять повезло – волна «легла» и мы идём на нос эсминца «Лейтенант Зацаренный». Всё – сбылось, вся намеченная программа выполняется. Нос судна нашли только летом 2007 года, а мы уже тогда разик на нём побывали осенью. Крепкие впечатления от «свежего», никем не тронутого рэка – якорь на борту, почти целый штурвал, множество предметов, обуви, везде много брикетов угля, которым топились топки корабля.

Зайдя на остров забрать пассажиров, отправляемся в обратный путь – в Вилково, прощаемся с островом, так долго нас манившим своими тайнами и легендами. Получится ли ещё посетить эти интересные места? На третий раз загадывать не стал….

А участвовали в этой долгожданной поездке:

  • Неугомонные бадди – Сергей Дарьевич и Олег Войтюк
  • Волкова Наташа – «наша» блондинка, и страстный любитель камешков и всяких штучек на дне порыть.
  • Глеб Гавриленко – «охрана» блондинки, постоянный представитель клуба «Нептун» в наших поездках.
  • Лещенко Сергей – фотограф и футбольный фанат, героически проживший все эти дни без чемпионата мира, но не без пива.
  • Швепс – он же Стружко Андрей, любитель одноимённого напитка, но любит его разбавлять…
  • Элла Ковалюмнус – освоила новый вид сна - сон у работающего компрессора, а все ли дамы так могут?
  • Юра Заикин – галантный и заботливый, стремительно набирающий опыт дайвер.
  • Валерий Реутский – буквально выстрадавший эту вторую поездку.

    Особая благодарность членам клуба «Нерей», команде «Косатки» и нашему, уже неизменному водителю микроавтобуса Игорю.

    Донецк – Вилково - остров Змеиный - Донецк.

    С уважением ко всем дочитавшим, Валерий Реутский.
  • Дайвинг - рейтинг DIVEtop.Ru
    Яндекс цитирования Яндекс.Метрика