Остров Змеиный.

Мы побывали на КРАЮ СВЕТА. Так говорят многие, побывав на острове Змеиный. Что-то в этой фразе есть:

Поездка мною была задумана давно, более 2-х лет назад, но почему-то не набиралась компания, а когда всё же собралась, то в июне, а затем и в сентябре за день до отъезда объявлялось штормовое предупреждение и нам давали отбой. И вот 4-го октября погода дала нам шанс, и мы командой из 8-ми человек, загрузив микроавтобус снаряжением счастливо "отчалили" от родных берегов. Чтобы не спугнуть госпожу Удачу первую сотню километров, мы задабривали её армянским коньяком, предварительно пропуская его через свой организм, и весело болтали, предвкушая будущие приключения.

Дважды за ночь мы пересекали украинско-молдавскую границу и всё же ранним утром прибыли в "украинскую Венецию"- г. Вилково. Отсюда наш путь идёт на 20км вниз по Дунаю к Чёрному морю и далее через 40км наша цель - остров Змеиный.

Грузим снаряжение и вещи на судно "Косатка", выходим из речного порта и отправляемся вниз по Дунаю к морю. Мимо проплывают бакены с убывающими к нулю цифрами, Дунай единственная в мире река длина, которой считается от её впадения в море, а не от истока. Выплывая из устья Дуная в море видно, что вода всё ещё несёт много речного ила и вода долго ещё имеет мутноватый серый оттенок.

По пути к острову у нас первое погружение на затонувшее судно, носящее условное название "1907" - год, когда его нашли, но название его так до сих пор и не удалось установить. Спускаемся вниз, видимость - 3-4м, даже днём здесь сумерки, включаем фонари. Судно сильно пострадало от времени, корпус раскрылся, разведя борта в разные стороны, местами он густо опутан сетями образуя почти театральный занавес, поддерживаемый несколькими поплавками от сетей, образуя при этом фантастическую картину. А внутри сохранившейся рулевой рубки огромное рулевое колесо почти 2 метра в диаметре. Идём на "Косатке" дальше и вот на горизонте остров, он всё больше и больше, все припали к бортам судна и конечно к фотоаппаратам. По традиции, а может от скуки по новым людям, почти всё население острова выходит встречать наше судно. Пока мы шли к острову, обнаружилась весьма неприятная вещь - воздушный компрессор, который "бил" нам воздух в баллоны вышел из строя. И это супер-надёжный "Бауэр" - наши погружения могли закончиться всего лишь одним дайвом. Чтобы нагулять аппетит перед ужином нам устроили экскурсию по острову, и фактически за час мы его почти полностью обошли, побывав при этом даже в самом сердце острова - на маяке. Выяснилось, что ночное погружение даже для желающих не состоится, поскольку компрессор для ремонта требовал такой специальный инструмент, который мог быть только в Одессе в сервисном центре. Из-за отмены погружения почему-то особенно никто и не расстроился, хотя перспектива не погружаться вообще мало, кого могла устроить. Но сказывалась длинная, в 960км ночная дорога, предыдущее погружение на рэк и вся группа, быстро расселившись по предоставленным "номерам" сладко уснула. Ранний подъём, но никакой лени и желания поспать, при таком волшебном воздухе высыпаешься быстро. Глянув на причал "Косатку" мы не увидели, не штормило, должна быть на месте. Но оказывается "Косатка" ночью ушла за запчастями к компрессору в Вилково, это поистине мужественное решение организатора Сергея Грабовского не могло не вызывать уважения. Быстро позавтракав, что называется "на ходу" мы решили не терять времени и, вооружившись фото- и видеотехникой отправились досконально исследовать остров. Дамский, Золотой, Бандитский пляж, каждое место оправдывает своё название своей неповторимостью. На острове имеющем, богатую древнюю историю сохранились и следы военного присутствия советских времён. Дзоты, блиндажи, подземные укрепления и стальные ангары, остатки военной техники свидетельство того, что остров Змеиный всегда имевший стратегическое значение в Чёрном море был особенно любим военными. На острове работает почтовое отделение, и мы конечно же, отправили домой сами себе и друзьям по открытке с видом Змеиного сфотографированного с птичьего полёта. Уже полдень, а " Косатки" всё нет, мы сидели на берегу моря и просто глазели на горизонт, и вдруг увидели приближающуюся точку. Да это была наша "Косатка", мы рванули к домикам за своими вещами готовиться к выходу в море. Это погружение было на корму эсминца "Лейтенант Зацаренный". Уходим в зелёную мглу, такого цвета воду встречаю на Чёрном море впервые. Средняя, большая часть судна с кормой лежит почти на ровном киле. Пара пушек застыла в вечном покое, рядом с корпусом судна на грунте лежит снаряженная торпеда в торпедном аппарате, а вокруг много брикетов угля, которым топили топки паровых машин. Как и на любом потерпевшем, кораблекрушение всё валяется в том виде, как и в момент трагедии. Разное оборудование, снаряды, пулёмёт "Максим", и т.д. Надо отдать должное организаторам спусков, они строго следят, что бы ничего на корабле не двигали с места. На следующий день мы опять спускались сюда же и уже поделившись впечатлениями, друг с другом об увиденном ранее, и расспросив своих дайв-гидов, более осмысленно и внимательно осматривали место трагедии, когда-то постигшее это судно. После погружения на рэк судно причаливает к берегу, а мы планируем погружение прямо в бухте, где по рассказам бывалых есть много осколков древних амфор и других артефактов. Но погода на Змеином это нечто. Буквально за час ветер поменялся 90градусов и начал бить в борт судна, так что команда приняла решение уйти на другую сторону острова, где нет волны. К тому же настойчиво начал накрапывать дождь и нам пришлось укрыться в кают-компании для обсуждения дальнейших планов. Выбор был невелик - одеваться под дождём и делать ночное погружение на почти не интересном песчаном дне или ужинать, потом переправа на лодке и в натопленную баню. Мы немного обсудив варианты, все за и против и слегка колеблясь, вдруг неожиданно решаем: - ДА, в ночное! И не пожалели. Конечно такие погружения для слегка сумасшедших, ну ладно мужики, а в первых рядах Наташа Волкова. Хотя понятно, ночное - второе в жизни. Картина - ночь, осенний дождик, одеваемся на палубе при свете прожекторов в мокрые и холодные гидрокостюмы. Про дождь и холод забываешь, как только согревается костюм, теперь бы ничего не забыть на палубе, назад к трапу так просто не подгребёшь - оказывается в море достаточно сильное течение. Упали на дно, здесь течения нет и вода удивительно тёплая -19 градусов. Пошли ближе к берегу, там камни и живность. И какая ночная жизнь! Множество ошибеней, налимов, крабов, скорпен и камни усыпаны актиниями. А таких огромных бычков я пожалуй ещё ни разу не встречал, просто монстры. На огромных валунах обработанных морем до округлой формы множество крупных раковин рапаны, отчего валуны похожи на глубинные бомбы с рожками. Вечер продолжался, как и предполагалось - ужин, ночное катание на "надуванчике" к острову, баня. Но это же наш последний вечер на острове, а поговорить? Под бутылочку красного вина мы долго сидели и говорили в наших банковских аппартаментах. А утром как всегда, у всех болели челюсти от смеха. Подъём ранний, нужно пораньше "сходить" под воду два раза и затем отправляться назад в Вилково. Бросаем по обычаю монетки в море, садимся в надувную лодку и плывём к судну, и уже оттуда с грустью смотрим на остров. Приедем ли ещё раз сюда? Я себе сказал -ДА!
P.S.
Конечно поездка не закончилась после прихода нашего судна в порт. Чтобы не устраивать резкий переход к нашей суматошной жизни после посещения острова Змеиный мы остались в Вилково на турбазе "Пеликан" ещё на день. Вечером, естественно русская баня и купание в водах Дуная (для дико желающих) и задушевный ужин, затянувшийся надолго за полночь. Как всегда утром болели щёки и животы от реплик и шуток Саши Якушева, впрочем, в ударе были все.

Утро! Такое утро встретишь не везде. Дунай с зеркальной водой в которой отражаются пролетающие чайки и туман, как занавес, который постепенно поднимают с восходом солнца, чистейший воздух и щебет птиц - красотища.

После завтрака путешествие на лодке по каналам и притокам дельты Дуная к "нулевому километру" и бесконечное фотографирование птиц в Придунайском биосферном заповеднике. Пеликаны, которых мы хотели увидеть, к сожалению уже улетели, но стаи гусей и уток, цапли, бакланы и красавцы-лебеди были в достатке. На дорожку - обед липованской ухой с дегустацией местного вина "новАк", (надо же попробовать что это такое) и теперь пора домой.
Вот так и закончилась наша небольшая экспедиция на остров Змеиный.

В экспедиции участвовали:
Двое от донецких "олигархов" - Константин Бут и Александр Якушев.
Владимир Брадов - неуёмный фотокарточник.
Илья Лихачёв - "крупный специалист" по угольным брикетам.
Наташа Волкова - "наша блондинка".
Глеб Гавриленко - напарник и охрана блондинки.
Роман Липара - "специалист-артиллерист".
Киевские "островитяне" - Аня Чепурнова и Егор Косарев.
Валерий Реутский, он же рассказчик и "толкатель" всей этой поездки.

Донецк - Вилково - остров Змеиный - Донецк.
Октябрь 2007г.
Фотографии предоставили: К. Бут, В. Брадов, Г. Гавриленко и я.