Рэки Чёрного моря - 1

Сделав в июле и августе две удачных однодневных поездки из нашего тарханкутского лагеря для похода на корабле "Румб", мы решили ещё более закрепить и углубить наши познания о рэках Чёрного моря в районе Донузлава. И так, компания из 14 дайверов, а так же сопровождающих и "болеющих" за нас членов их семей, погрузив снаряжение и рассевшись по машинам, отправилась в городок Мирный, что на Донузлаве. Без особого труда и дорожных невзгод преодолев 620 км трассы, мы прибыли на место. Переночевав в Поповке, утром, как и было, договорено мы прибыли на "Румб" где нас уже поджидали - гостеприимная хозяйка Наталья Крайнова, капитан судна, дайв-гид Александр Крайнов и матрос Славик.

Впереди нас ждали три удивительных дня погружений на затонувшие суда - "Santa-Fe", "UJ-102", "Волга-Дон" и "Варна". Кое-кто уже бывал однажды на двух последних, но они всё так же непреодолимо манили своими тайнами, скрытыми глубинами моря и тёмными трюмами. В первый день мы отправились на самые дальние объекты - "Santa-Fe" и "UJ-102". За три часа хода на судне после вкусного завтрака кое-кто успел наверстать то время, что мы недоспали после ночной езды и уже прибыли на место полные сил и бодрости.

"UJ-102" - охотник за подводными лодками, лежит на глубине 22м на ровном киле. Взрыв расколол его надвое, после чего он и затонул. Изрядно заселён крупными до 8 см мидиями, но и тут вездесущая рапана начала своё чёрное дело. Так что по видимому очень скоро корабль предстанет "чистеньким" как будто затонул недавно. Если плавать осторожно, то можно проникать в некоторые отсеки корабля и осмотреть их. Нам повезло потому, как в этих местах прозрачность воды может быть очень плохая.

Всего в ста метрах от охотника лежит "Santa-Fe", вернее то, что от него осталось. Предполагается, что именно охотник "UJ-102" забросал глубинными бомбами "Santa-Fe", приняв его за подводную лодку, а боеприпасы "Santa-Fe" детонировали и разнесли и корабль и охотник одновременно. Мы, конечно, знали, что это уже, по сути, свалка металлолома, но всё же решили "отметиться" и осмотреть всё своими глазами. Видимость не более двух-трёх метров, причём такое впечатление, что море покрыло это место эдаким белёсым саваном, так как стоило, подняться на пару метров над железом и вода становилась, явно чище и можно было увидеть другую пару плавающую рядом. И всё же один раз, стоило сходить и посмотреть какой, силы был взрыв разорвавший корабль на куски. Везде искорёженные до не узнаваемости детали судна и то, что в нём находилось. Разбросанные части грузовиков, лафетов пушек, части самоходок, придавленные металлом гусеничные траки, колеса и т.д. В одном месте я обнаружил кусок борта с иллюминатором, в котором уцелело стекло, удивительно как оно сохранился после такого взрыва?

День второй, по плану - "Варна" и "Волга-Дон". "Варна" - вот то судно, которое впечатляет. Я уже бывал раз 20 на "Цессаревиче" -

замечательный рэк, осмотрел много рэков на Мальте, но это судно особенное. Впечатляет всё - его размеры, глубина затопления, прозрачность воды, и то, как оно сохранилось. Особое впечатление создаёт целёхонькая мачта с вантами, идущими до бортов, особенно когда на неё смотришь от носовой пушки вверх. Трюмы забиты лесом и разного калибра добротными деревянными бочками. Встречаются и крупные снаряды, поэтому нужно соблюдать осторожность. Максимальная глубина, которую удалось зафиксировать на дне - 55м. А потому очень скоро декомпьютер неумолимо отщёлкал положенное время, и пришлось уходить наверх к солнцу.

Под впечатлением от увиденного и совсем немного поразмыслив, решили остаться на второе погружение, "Волга-Дон" и так был запланирован на весь третий день.

Легкий обед и отдых, пока забивались баллоны, привели в хорошее расположение духа тех, у кого первое погружение прошло не совсем удачно и не всё удалось посмотреть. Кто-то всё же отказался от повторного погружения, весьма оно непростое и требуется хорошая физическая и моральная подготовка, а так же хорошо подготовленное снаряжение.

Идём второй раз, и каждый целенаправленно осматривает то, что больше всего хотелось увидеть. Второе погружение явно удалось, столько счастливых лиц я давно не видел, глубина покорилась, всем всё удалось, как планировали - мечта сбылась. За "вторым" обедом только и разговоров кто что видел и как, прошло погружение.

Возвращаемся в Поповку. За лёгким ужином с шабским "Рубином" смотрим свежий фильм Сергея Тупоты о летнем путешествии донецких "олигархов" в Севастополь и на Тарханкут и уже с некоторой грустью вспоминаем о лете.

День третий - "Волга-Дон". К сожалению, нам не совсем повезло, хотя и прибыли мы на место раньше, чем обычно, но там уже стояло другое судно, и к нашему спуску на рэк всё уже было изрядно взмучено. На удивление мне с моей напарницей Наташей повезло, удалось проникнуть в носовую часть корабля и детально всё там осмотреть, такая там была чистая вода, раньше об этом и мечтать не приходилось. Разочарую любителей взрывчатых веществ, которые может, быть мечтали набрать зенитных снарядов в районе носовой надстройки, их там уже нет. За последний месяц ящики уже опустели. Главное что бы эти сувениры ни наделали беды, так как они были вполне взрывоопасны, порох их них горел, и капсюли боевой части были не повреждены. Наверное, это и хорошо, что их там уже нет.

Трюмы судна проходимы насквозь, в них видна гаубица, автомобиль и куча всякого военного железа. Второе погружение делаем через час с небольшим, торопимся - нам сегодня уже уезжать домой. Муть почти не рассеялась, совсем нет течения на 30 метровой глубине, ориентирование затруднено. Если бы не мощные фонари, то некоторые места просто были бы недоступны. Вот он - азот и его накопление в организме, уже через 30 мин компьютер показал 22 мин декомпрессии, и каждая следующая минута пребывания начала её резко увеличивать. Всё, находим ходовой конец и наверх. На "деке" висеть последние 10 мин стало тоскливо, а на слейте не осталось пустого места от "крестиков-ноликов". Подтягиваются по "ходовику" все остальные ребята из нашей группы и мы все дружно пускаем пузыри, отстаиваясь на декомпрессии.

Приходим в порт, традиционный снимок с командой "Румба", прощание и горячие объятия, теперь в путь-дорогу на Донецк. Закончилось ещё одно маленькое путешествие….

А в нём участвовали:

Группа донецких "олигархов" - Константин Бут, Сергей Тупота, Александр Якушев.

Владимир Брадов - страстный "металлист".

"Дуэт - 2Т" - Татьяна Стригунова и Татьяна Чередникова.

"Соседи" из клуба "Нептун" - Глеб Гавриленко, Сергей Кужель, Илья Лихачёв.

Максим и Наташа Волковы - "рекордсмены - новички".

Дайверы - "карьеристы": Роман Городков, Олег Иванов, г. Горловка.

Валерий Реутский - "режиссёр и сценарист" путешествия.


Донецк - Поповка - Мирный - "Румб".
Сентябрь 2005г.
Описал, как смог это событие - Валерий Реутский.
Фотографии предоставли: К. Бут, В. Брадов.
Дайвинг - рейтинг DIVEtop.Ru
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика