Весенний тарханкут. 2008.

За окном темнело, и по-прежнему лил дождь, крупный, тяжелый, неторопливый дождь, которого было очень много и который явно никуда не торопился.
Дождь падал просто так, дождь сеялся с крыш мелкой водяной пылью, дождь собирался на сквозняках в белые туманные столбы, волочащиеся от стены к стене, дождь с гудением хлестал из ржавых водосточных труб, дождь разливался по мостовой и бежал по промытым между булыжниками руслам.
Аркадий и Борис Стругацкие
"Гадкие лебеди"

Как всегда задолго до поездки я просматривал прогноз погоды разных "предсказателей", радуясь значкам солнышка, огорчаясь тучкам и особенно каплям дождя. За неделю до поездки все как сговорились и уже беспрекословно показывали сплошной дождь. Правда, к нашему приезду должно было остаться только пасмурное небо, но степь после дождей становится непроходимой, и погружения были под угрозой срыва.

Накануне отъезда, как всегда, лил дождь. Чем ближе к часу "Ч", тем теплее вещи я брал с собой. Все началось с теплого свитера и ветровки, а закончилось двумя парами обуви, зимней кожаной курткой, шапкой и обогревателем.

Ливень не прекращался всю ночь, иногда перерастая в шквал. Утром он немного поутих, дав возможность спокойно выбраться из гаража и загрузить вещи в машину.

Всю дорогу нас преследовал дождь, он практически никогда не переставал. Мы тешили себя мыслью, что если не будем погружаться, то хоть сделаем несколько интересных фотоснимков: очень уж красивые облака иногда нас сопровождали. Только подъезжая к Чонгару, мы увидели в далеке небольшой просвет. Чем ближе к перешейку, тем тучи становились светлее, и вот, наконец, выглянуло долгожданное солнышко. Мы остановились немного отдохнуть перед перешейком и вздохнуть крымским воздухом, смешанным с запахом копченой и прочей рыбы, вывешенной на рынке. Где "зеленые", рассматривающие рыбьи кости у нас в лагере? Рынок забит свежим, вяленым осетром и калканом.

Благополучно проехав посты, мы свернули на дорогу вдоль канала и по традиции остановились перекусить на нашем постоянном месте, как всегда с разгона заехав в посадку. Это была наша ошибка! Дожди дали о себе знать. Дорога была покрыта смесью глины и гравия, и после нашего пикника на обочине пришлось хорошо чистить обувь и мыть колеса машин, проехав пару раз по близлежащим лужам.

В Крыму дождь нас не беспокоил. Благополучно добравшись до Черноморского, сразу заехали в МЧС зарегистрировать оборудование. Еще немного времени и мы на месте: в старой доброй Оленевке. Нас уже поджидают возле уютных домиков,

снабженных горячей водой, санузлом, холодильником и телевизором, который включали только для просмотра фотографий. Охрану нес пограничный пес отличной дворняжной породы.

Еще в Черноморском я заметил, что на земле нет следов от дождя, и это меня очень обрадовало. В Оленевке сказали, что дождя не было уже недели три, а значит, можно беспрепятственно погулять по степи и погрузиться с аквалангом под воду в любом месте.

Рассовав кое-как вещи и наскоро перекусив, мы отправились на "Майами бич" (см. наш словарь). Ворота нашей базы выходили как раз на него. Лиман был забит кайтерами и серферами, воздух наполнял запах морской травы и цветов в изобилии цветущих на пляже. Этот аромат пьянил нас и валил с ног.

Утром все проснулись рано. Крымский воздух дает возможность выспаться за очень короткий срок, хоть вчера легли и не поздно. Выяснилось, что до погружений у нас есть куча времени (нужно решить формальности с пограничниками). Мы, совершенно не торопясь, размеренно (что значит на отдыхе!), позавтракали, собрали оборудование и поехали прокатиться вдоль берега моря, самим посмотреть знакомые места и показать их красоты нескольким новичкам, приехавшими с нами. Какие там знакомые места! Такое небо и степь можно увидеть только весной!

Такие запахи улавливаются только сейчас, когда еще нежарко. А как замечательно выглядят безлюдные "пляжи"! Мы с огромным удовольствием проехали вдоль всей кромки, опускаясь, где это возможно, к воде. Не смотря на обычный тарханкутский ветер, шторма не было. Небольшой накат вспенивался возле камней, создавая прекрасные картины. Наши фотографы не отрывали взоры от окуляров своих аппаратов, с каждой секундой увеличивая счетчик отснятых кадров.

Таким образом, мы к 14.00 добрались до погранотряда в Окуневке. Еще полчаса времени - и все формальности улажены: нам разрешены погружения. Возможно, кто-то скажет, мол, я был на Тарханкуте и никто меня не беспокоил из властей. Очень может быть! Мало того, путешествуя по побережью, я только один раз видел пограничника, идущего вдоль берега. Но ведь может случиться все и по-другому! И зачем вам из четырех дней отпуска три провести в кабинетах начальников, спасая свое оборудование?

Чтобы не терять времени на переезд, мы решили первый дайв совершить неподалеку на Урете. Здесь довольно удобный спуск к воде и никого вокруг, кроме небольшого пограничного поста. Светило весеннее солнышко, слегка огорчал прохладный ветер и небольшой прибой, затруднявший вход в воду. Переборов волны и камни, мы наконец-то с моим "бади" ушли под воду. Вначале пейзаж был не очень: он мало отличался от нашей бухты, глубина была небольшая, и волны слегка колыхали нас из стороны в сторону. Кроме того, я был наслышан о бесподобной прозрачности весенней тарханкутской воды, а здесь было мутно как летом, если не хуже. Но многое изменилось, когда мы перевалили через очередной камень. Глубина сразу увеличилась на пару метров, вода стала чище, а глазам открылись бесподобные нагромождения камней, арочные образования, различные проемы, отверстия и каменные образования в виде амфитеатра. Едва выбравшись на песок, мы заметили пару скатов, грациозно паривших над песком. Не смотря на прохладную воду (+12), наше погружение продлилось более получаса. Выбравшись на поверхность, быстро "перепрыгнув" из мокрого костюма в сухую зимнюю одежду, мы сели передохнуть и отметить открытие сезона.

На сегодняшний день путешествия были завершены. Мы добрались до нашего места дислокации, развесили оборудование, отвезли на забивку баллоны и сели обедать или уже даже ужинать, параллельно отмечая открытие сезона, первые погружения новичков, хорошую погоду и прекрасную компанию.

Вновь утро, вновь беспокойства по поводу ветра и волн, которые он мог поднять. Неторопливый выезд, на этот раз на большое блюдце или "Чашу любви", как его называют экскурсоводы (хотя кто кого любил в этой чаше до сих пор не известно).

Солнышко пригревает еще сильнее, чем вчера, очевидно, поэтому народа на берегу значительно больше, да и место знаменитое. Нужно сказать, что, несмотря на то, что наш лагерь стоит на расстоянии меньше километра от блюдца, мало кто из нас здесь погружался, а те, кто погружался, делали это очень давно. Слишком уж много людей здесь летом! В отличие от нашего лагеря, тут останавливаются в основном дикие туристы, и среди них, к сожалению, попадаются не очень аккуратные. А еще больше здесь мусора и грязи, поэтому, не смотря на красоту здешних мест, почему-то сюда не тянет. Но пока здесь чисто. Мы быстро нашли место спуска. Собственно, это была сама чаша, из нее есть выход в открытое море, который обрамляют два камня, образуя красивый проход, а дно устлано валунами белоснежного цвета. Мы вновь побродили среди камней, посмотрели арки, погонялись за небольшим скатом. Народу было много, в основном дайверы, не обошлось и без "профессионала" с найтроксом, по крайней мере, так было написано на его баллоне.

Выйдя на берег, не стали долго засиживаться и отправились на место стоянки нашего лагеря. Спустившись по козьей тропе и помогая спуститься нашим спутникам, которые здесь были впервые, мы начали обход родных мест. Все наперебой рассказывали новичкам что где, кто где живет, как происходят погружения, стоят лестницы, где какие достопримечательности и т.д. и т.п. Сколько бы лет подряд мы здесь не отдыхали, свежий взгляд всегда умудряется найти что-то такое, чего никто до сих пор не видел. Так был обнаружен небольшой профиль, который был прозван "Казановой".

Ну-ка, "старички", после приезда в лагерь, попытайтесь обнаружить, где же это? Могу только подсказать, что кадр снят на "Большом садике".

Кроме радости встречи были и небольшие неприятности. Именно здесь мы впервые обнаружили небольшие пятна нефти на камнях. Их при беглом осмотре пляжа набралось не очень много, примерно до десятка, но приятного было мало. Для тех, кто не в курсе - это последствия аварии российского танкера зимой этого года в Керченском проливе.

С пляжа мы перебрались на малое блюдце, здесь нахлынули ностальгические воспоминания.

Еще немного побродив, попали на открытие кафе "У Топора".

Слегка утолив голод, мы все дружно собрались "домой" оставив родные пенаты, надеюсь всего лишь до лета.

Утро следующего дня выдалось пасмурным. Мы с печалью смотрели на свинцовое небо, собираясь на очередное погружение. Сегодня наш путь лежал на Большой Кастел, но сначала - небольшие дела в деревне. Пока мы с ними справились, погода стала налаживаться, и хотя ветер не стих (когда это на Тарханкуте не было ветра?), солнце светило вовсю. Пропетляв по грунтовым степным дорогам, мы добрались до места. Здесь тоже очень удобный спуск к воде, машину можно поставить практически на берегу, поэтому здесь всегда есть люди.Вокруг пляжа возвышаются скалы, поэтому внизу почти нет ветра, а вода была похожа на зеркало - так тихо и спокойно здесь было. Покинув машину, тут же наткнулись на "крутого дайвера" со спаркой, важно поднимающегося по склону.

Спуск в воду здесь пологий и ровный, хотя, мне больше нравится входить сразу, а не "топать" по валунам в ластах. За многие годы пребывания в лагере, я часто бывал здесь на поверхности, места здесь просто незабываемые! А вот под водой, к сожалению, был впервые. Начало погружения было не очень интересным, мы несколько минут ползли по дну на глубине не более 3-х метров. А потом началось! Согласитесь, сад камней, который придумали японцы, смотрится завораживающе. А теперь представьте такой сад камней под водой! Белый песок, на котором разбросаны в хаотическом порядке камни разного размера, еще и поросшие в некоторых местах водорослями. Одна поляна сменяла другую. Вот началась непрерывная гряда камней, среди которых "затерялся" якорь с длинной цепью. А дальше снова песок. Начинаем возвращаться назад. Среди травы обнаружен морской конек, уцепившийся за нее своим хвостом, ракушка от морского гребешка красного цвета. В общем, выходить на поверхность совсем не хочется.

Это место знаменито не только "дайв-сайтами", а и удивительной природой на поверхности. В основном над морем возвышаются скалы и только в нескольких местах существуют разломы, где можно спуститься к воде. А в этих местах можно обнаружить совершенно безлюдные пляжи, как-будто сошедшие с кадров голливудских фильмов: часть скал, отколовшихся от материка и отошедших со временем в море; отрицательные стенки; разнообразные фигуры, выдуваемые из мягкой породы выдумщиком ветром.

И везде есть зелень, даже летом, когда стоит неимоверная жара. Из неприятных новостей должен сообщить, что упала в воду знаменитая "рюмка".

А какие здесь бывают закаты! И как хорошо, что все это пока безлюдно и чисто. Так что, я очень рекомендую, даже тем, кто постоянно посещает Тарханкут летом, обязательно приехать сюда хотя бы раз весной.

Крайний день нашего пребывания на отдыхе не был похож ни на один из предыдущих. Мало того, он вообще был не похож на тарханкутский Весь день светило яркое солнышко и совершенно не было ветра!

В этот день было решено ехать на "ленивый пляж", но решение было сразу изменено, когда увидели толпу народа, обитающего здесь. Пришлось ехать чуть ниже, за "большое блюдце". Как ни странно, я тоже здесь еще ни разу в жизни не был и не погружался, да и, к сожалению, в этот день мне это не грозило. Не до конца вылеченная простуда в холодной воде почувствовала себя гораздо лучше, а ее владелец несколько хуже, поэтому я решил отказаться от погружения в пользу солнца и пива.

Мы нашли уютное местечко с удобным пляжем, который весь "нагло" заняли.
Огорчало только присутствие пятен нефти на белых валунах. Кто-то расположился отдыхать, кто-то начал собираться под воду, кто-то занялся поиском фотомоделей. Прекрасный до последней минуты день закончился довольно быстро. Вокруг ходили тучи, и гремел гром, а над нами ярко сияло солнце, и ни одна капля не потревожила наш отдых. В степи по дороге к машинам нас ждал любопытный суслик.
Не смотря на толпу народа, собравшегося вокруг его норки, он постоянно выглядывал оттуда и пытался даже что то пискнуть нам. Хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением мы вернулись к себе на базу. Осталось время собрать вещи к завтрашнему отъезду, организовать небольшой ужин с пивом и рыбой, прихваченной с Чонгара.

Вот так прошли наши пять майских (почти летних) дня. Вернее, в день отъезда ребята еще раз поехали помочить жабры, а я со своим спутником, отправился с утра в путь. По дороге мы увидели воду в проливе Чонгар странного красного цвета. Что это было, думаю никто не сможет объяснить. В остальном дорога домой прошла без приключений и особенностей.

Олег
м. Тарханкут
май 2008 г.

Фото:
Олег,
Евгений Надъярный

P.S. Кто с нами еще ни разу не был или может что подзабыл, смотрите наш словарь.