Поездка в Шарм Ель Шейх. Весна 2008

Выдалась возможность отдохнуть несколько дней в Шарм Ель Шейхе, Египет. Если честно, ехать не очень хотелось. Во-первых, не было компании на погружения, да, и по большому счету я был не совсем уверен, что вообще получится "помочить жабры". Во-вторых, завал на работе: как всегда несколько клиентов сразу решили, что им что-то срочно нужно в этой жизни. Ну, и в-третьих, на отдых отводилось всего 7 дней с учетом прилета и улета. И тем ни менее, я взял оборудование, мало ли что. Отдав второй половине все права на поиск и выбор отеля, я занимался рабочими делами. На самом деле было действительно мало времени на подготовку и сборы, так что даже не удалось почитать в Интернете о возможных местах погружения, клубах, подводных камнях путешествия. Должен сказать, что все-таки новичкам везет, и нам не только попался очень неплохой отель, но и посмотреть на подводный мир Красного моря тоже удалось.

Не буду описывать дорогу, отель и прочие вещи, нас ведь больше интересует подводные приключения.

Прямо на берегу отеля оказался дайв-клуб, предлагающий свои услуги по погружениям. Его цены меня несколько озадачили. Все-таки, несмотря на занятость, мне удалось перед поездкой выяснить пару вопросов и получить несколько консультаций у бывалых. Спешить я не стал, тем более, что не мешало бы пройти хотя бы день-два оклиматизации. Я узнал, что в номерах отеля есть hi-speed internet, а от знающих людей, что интернет там просто даром. В голову пришла мысль взять с собой ноутбук, дабы в свободное от отдыха время наладить связь с Родиной, чай не в XX веке живем. Информация оказалась правдой, весь отель был wi-fi зоной (XXI век однако), но в моем ноутбуке не было wi-fi модуля (вернее, он был, но благодаря Биллу и его команде не удалось найти драйвера под ХР), и потом цена на интернет была $8 в час! (курорт однако). Пришлось искать интернет-клуб, который нашелся в бизнес-центре того же отеля. Заплатив $4 за минимальный пакет услуг, переставив клавиатуру с одного компьютера на другой (у первой оказались стерты русские символы, написанные на бумажках и приклеенные на клавиши) мне удалось за оставшееся время отыскать пару местных клубов и телефоны нескольких русских инструкторов. Выяснил я и возможные места погружений: Tiran island - коралловый риф, называемый гидами островом Тиран и верх моей мечты погружение на затонувший корабль Тислегорм.

Почти во всех клубах были русские и русскоговорящие инструкторы или менеджеры. Цены были уже более интересны: примерно $60 за пребывание на борту бота и два дайва, $7 - обед (шведский стол), и все потребовали отдать $40 за чек-дайв, не смотря на мои корочки, плюс прокат оборудования, которое у меня было с собой. Должен сказать, что цифры "местного" дайв-клуба в отеле были примерно такими же, только в евро. Все клубы и просто инструкторы обещали трансфер от отеля до порта и обратно. Выбирать я долго не стал, поскольку условия у всех были почти одинаковые, заказал дайвинг у своего гида. С меня взяли деньги, выдав ваучер и сказали чтобы я ждал завтра в 8.10 в холле отеля.. Хочу сказать, что за день до этого я был на другой экскурсии, и в точно означенное в ваучере время к моему удивлению в холе отеля появился араб и отвез нас на экскурсию.

В 8.10 с мытой шеей и "чемоданом" с оборудованием я сидел в холе, предвкушая красоты Красного моря. Примерно в 8.50 я пошел звонить своему гиду с вопросом, где же мой "экскурсовод" , на что тот мне ответил, что за мной обязательно заедут. Примерно к 9 утра в холе появился араб, и заговорив со мной на чистом русском языке отвел меня в микроавтобус. Он оказался очень загорелым русским по имени Василий. Я заикнулся, что опаздывать не очень хорошо, на что тот мне ответил, что желающих довольно много и, что один забыл ваучер, другой полотенце, третий жену: вот и опоздали. Желающими были наши люди. В дороге мы слегка пообщались на тему времени в Египте. Например, у них в лексиконе есть слово, обозначающее скорее всего завтра, но может быть и никогда. Вася рассказал, что в Шарме еще более менее арабы относятся к точности времени, а вот, например в Дахабе (80 км от Шарма) вы можете договориться, например, на 10.00, а бот придет в 12.00, если вообще придет.

Порт нового города оказался рядом с отелем, буквально через 5 минут мы были на месте. Моему взору открылась небольшая гавань с несколькими ботами и кучей арабов снующих туда сюда с баллонами и оборудованием. Пока нам оформляли документы, я побеседовал с инструктором. Как правильный дайвер, я выяснил его квалификацию, он оказался инструктором PADI, CMAS и ко всему прочему водолазом-сварщиком какого-то разряда. Мой опыт его тоже вполне устроил. Корочки его я не стал проверять, поверил ему на слово, он мне тоже.

Буквально за день до отъезда, я разговаривал с одним знакомым, недавно вернувшимся из Египта. Он пожаловался, что погрузиться ему так и не удалось, потому что удостоверение дайвера он взял, а вот лог бук нет, вернее, у него его и не было. В связи с этим, я захватил все, что должно было пригодиться из бумаг. Как ни странно, у меня ни то что никто не посмотрел логбук, даже не проверили удостоверение. Однако, должен заметить, что скорее это случайность чем закономерность, так что возить документы все-таки необходимо.

Формальности с документами, благодаря арабу - сотруднику дайв-клуба были решены довольно быстро, и мы (человек 14) поднялись на борт бота, по размеру как наши прогулочные катера. Среди нас оказалось 4 дайвера, т.е человека с сертификатами, остальные были интродайверами, т.е. сочувствующими, желающими первый раз в жизни пойти под воду.

Мы вышли в море и через очень небольшое время подошли к Tiran island. Еще на подходе мы увидели остатки русского судна, севшего 4 года на риф. Это были действительно остатки. За четыре года от судна мало что осталось. Только не нужно думать, что предприимчивые арабы разобрали его на металлолом, как случилось с лесовозом, севшим на мель в 200х году в районе м. Тарханкут. Они просто ничего не умеют делать из металла (кроме меди и золота). Даже военная техника, оставшаяся на полуострове после войны с Израилем в 70-х годах была просто затоплена в море. Свою работу по разрушению судна сделало море. Борта были похожи на тонкую папиросную бумагу, истлевшую во многих местах, корма находилась в метрах 20 от основного остова судна. А предприимчивые арабы только возят к остаткам любопытных туристов. На небольшом расстоянии от нас в дымке были видны горы. Это была уже Саудовская Аравия. >

На небольшом брифинге инструктор сказал, что первыми пойдут дайверы вместе с ним, а потом он вместе с арабом займется остальными. Мы быстро собрали оборудование, при этом матросы арабы помогли подобрать груза. В первом баллоне, на который я одел свой компенсатор, почему то оказалось всего 100 бар, благо рядом стояло еще много баллонов, так что заменить его не составило труда. На все мои "а может не нада?" по поводу чек-дайва, мне сказали, что поскольку я не погружался более 6 месяцев, то без этого никак. Чек-дайв проводил араб. Мы погрузились на дно (метров 12), он попросил вытащить изо рта и взять обратно регулятор и продуть маску. На этом я распрощался с $40 и примкнул к основной группе дайверов. Нужно сказать, что пока я направлялся к группе, араб "сбегал" наверх и принес мне пару дополнительных грузов, которые были очень кстати (ну, не погружался я в Красном море, а основательно вывешиваться не было времени). И вот нас пятеро оправилось в путь.

Не буду детально описывать красоты Красного моря, до меня это делали не однократно, и думаю более красочно, чем получится у меня, скажу одно, там действительно красиво! И опять новичкам везет, в первое погружение удалось увидеть самых замечательных представителей Красного моря. Вот в ращелине устроилась мурена, обогнув предварительно своим хвостом коралловый столб; на дне устроился красочный скат; мимо проплыл огромный наполеон. И почему море назвали красным? Оно же синее!!! Чуть отплыв от границы рифа, видишь только сплошную синь со всех сторон, не понимая где верх, низ:

Мы начали спуск вдоль стены. Погружение вдоль вертикальной стенки имеет свои опасности. Ты идешь вниз, практически не замечая глубины, только необходимость периодически выравнивать давление напоминает о том, что ты опускаешься. В Черном море совсем не так, после 15 метров уже начинает чувствоваться разница температур, которая увеличивается с каждым метром, на глубине около 40 метров она может составлять более 20 градусов. А здесь, у меня создалось впечатление, что термометр на консоли дал сбой, он остановился на отметке в 21 градус, вернее, я не видел от него других показаний ни на поверхности, ни на глубине.

Вот на консоли уже 25, 30, 35, 40, 41: Но инструктор на страже, у одного из "опытных" дайверов воздуха осталось всего 50 атмосфер. Как оказалось потом, он только проходил обучение, и дышать экономно еще не научился. Обидно оставлять такие красоты в самом начале погружения, но коммерция берет свое, мы лишь поднимаемся на несколько метров, инструктор отправляет "паровоз" наверх, отслеживая его движение снизу. Таким образом, нас осталось всего четверо. Мы движемся вдоль рифа, продолжая наблюдать за красотами морского рифа. Еще через некоторое время от нас отделился еще один, и нас осталось трое. Мы еще пробыли какое то время под водой, медленно поднимаясь на поверхность.

На борту бота нас ждал шведский стол, затем мы сделали короткий переход на новое место.

Следующее погружение было намечено с другой стороны Tiran island. Мы должны были пройти вдоль рифа и погрузиться в довольно узкий каньон. В этом каньоне есть четыре арки, первая на глубине 40 метров, вторая на 45 (длина ее составляет 26 метров), две остальные на 96 метрах. Как рассказывал Вася, когда стоишь перед входом во вторую арку, в голове рояться мысли: может это последнее, что я увижу в этой жизни? Однако, попасть в них так и не удалось. Наш "паровоз" быстро израсходовал свой запас "топлива", и мы не рискнули идти на 40 метров. Вместо этого, мы зависли на 30 метрах спиной к морю, словно уселись в креслах кинозала, и начали просмотр удивительного фильма про коралловый риф. Нас подхватило течение и медленно понесло вдоль отвесной стены. Так, наверное, продолжалось бы долго, если бы не лимит воздуха в баллонах. Как обычно от нас начали отпочковываться дайверы, уходя на поверхность, заканчивали дайв мы вдвоем.

Арабы матросы помогли подняться на борт, там нас ждали интродайверы с початой бутылкой текилы, но ее, конечно же, не хватило, пришлось дважды бегать еще.

К моему сожалению, на завтра погружения на Тислегорм не намечалось, но наш инструктор очень советовал пойти на RAS Muhhamed - национальный парк полуострова Синай. Оставалось только собрать свое оборудование и отправиться ожидать завтрашнего дня, попивая местное пиво (кстати, вполне неплохое) в отеле, заедая его мясом барбекю из ресторана.

Быстро позавтракав (завтрак в отеле с 6.30, и кто-то же встает в такую рань) и собрав свой слегка потяжелевший "чемодан" с оборудованием, я отправился в холл отеля. Мой инструктор как всегда слегка опоздал. На этот раз мы отправлялись из порта старого города на RAS Muhhamed. Мы прибыли в порт, и вот тут я увидел настоящий муравейник из дайверов. Бухта была забита ботами, к причалу постоянно подходили, быстро грузились и уходили катера. Площадь перед пирсом была забита людьми. Вокруг была куча магазинов и фирм по продаже и прокату оборудования. Араб - представитель дайв-центра пошел оформлять необходимые документы, а мы остались ждать на берегу.

Нужно сказать, что везде в Египте предпринимаются огромные усилия для обеспечения безопасности. Дороги везде перекрыты полицейскими кордонами, на входах в отели и места скопления туристов стоят металлодетекторы. При входе на пирс нас просили открывать сумки и тщательно проверяли их содержимое.

К пирсу было причалено примерно штук 15 ботов, вокруг стояли толпы туристов, отправляющиеся в разные места. Наш бот причалил, мы в течение 5 минут загрузились и отчалили. Этот бот был несколько больше вчерашнего. Вокруг бортов стояли баллоны в специальных отверстиях, посередине к потолку были прикреплены плечики для сушки костюмов. В кают-компании и на верхней палубе "сухая зона". Вообще, по боту мы перемещались исключительно босиком.

До сайта было минут 40 ходу. Василий рассказал о том, какие красоты нас ждут на Ras Muhhamed: два круглых коралловых рифа, первый на глубине примерно 15 метров сплошь укрыт актиниями и населен неизменными их обитателями рыбками-клоунами. Между рифами нас ждали пару течений, одно из которых должно было пронести нас вдоль отвесной стенки рифа, а со вторым пришлось бы побороться, продвигаясь ко второму рифу, который назван Испаньолом!!!!. Дело в том, что много лет назад возле него разбилось испанское судно, перевозившее сантехнику. Судно наткнулось на риф, опрокинулось на бок, разломилось, высыпав содержимое трюмов, а само пошло ко дну с другой стороны рифа и теперь покоится на глубине примерно 400 метров. Я в предвкушении уселся на верхней палубе, кутаясь в свитер, на море был довольно сильный прохладный ветер. Очевидно, мое везение новичка закончилось вчера, подошел капитан и сказал, что на RAS Muhamed мы не пойдем, довольно сильное волнение сегодня, а на конце мыса оно должно быть еще больше. Мы остановились ближе к берегу примерно на пол пути к нашей цели. Из "настоящих" дайверов были только я и вчерашний дайвер-ученик. Так что под воду мы ушли втроем, если не считать араба-оператора, снующего вокруг нас. Нужно заметить, что вас там снимают везде, на любой экскурсии обязательно есть оператор с камерой, который в конце вашего путешествия предложит вам диск с вашими приключениями. В этот день нас не ждали какие либо грандиозные встречи. Вдалеке проплыла пара барракуд, вокруг рифа-башни грациозно парили большие разноцветные "караси". Море как бы говорило: все самое интересное я показало вчера. Зато погружение было богато на различные находки: трубка застрявшая между кораллами, грузовой пояс, который мы рассовали по карманам и наконец еще один грузовой пояс, слетевший с нашего оператора.

Следующим был сайт недалеко от порта. Глубина там совсем небольшая около 15 метров. Вокруг бота ходили субмарины-сископы, это такие катера, у которых прозрачное дно, для наблюдения за рифом. Мы пообедали и через некоторое время стали собираться.

Наш инструктор сказал, что он немного устал (я думаю, каждый день делать несколько погружений на 40 метров и водить интродайверов) и с нами пойдет араб-инструктор. Мы упали на дно вчетвером. Это ж как нужно дышать, чтобы уже через 20 минут на 15 метрах в баллонах осталось всего 40 бар? Тем не менее ученик сделал это довольно легко и остальное время провел за спиной инструктора, пользуясь его октопусом. Коралловый риф не может быть не интересным на любой глубине. Буквально на нескольких квадратных метрах можно провести неограниченное количество времени, наблюдая за обитателями рифа, деловито снующими туда-сюда, прогоняющими непрошенных гостей, находить забившихся в щелях морских ежей. К моему удивлению на дне совсем не было крабов.

Один из знакомых, побывавший на дайв-сафари сказал, что так можно погружаться сколько угодно раз в день, когда арабы приносят все оборудование, помогают надеть его, войти и выйти из воды. К сожалению, это оказалось не совсем так. Поведение команды зависит только от нее самой. Если на вчерашнем боте можно было заменить некоторую заботу о дайверах, то в это раз никто на тебя не обращал внимания, только однажды помогли подняться из воды, и то только потому, что было небольшое волнение. Вообщем, я сказал нашему инструктору, что мне не нравится команда, и он передал им, что чаевых сегодня не будет. Он рассказал нам, что команды есть очень разные, от полных придурков ничего не понимающих и не желающих помогать, до отличных команд, где чувствуется забота о гостях.

День прошел, у меня оставалась еще слабая надежда, что завтра соберется группа на Тислегорм, но перезвонив вечером Василию узнал, что команда так и не собралась. На этом мои подводные приключения в Египте закончились.

Небольшие выводы: ездить в путешествие, конечно же, хорошо небольшой или еще лучше большой компанией, когда ты знаешь, что под водой у вас примерно в одно и тоже время закончится воздух и не придется прерывать погружение или отказываться от намеченных планов из-за одного ученика. При достаточном количестве группы можно зафрахтовать весь бот, захватив с собой инструктора, который решит проблемы с оформлением документов перед выходом в море, покажет интересные сайты. Наши инструкторы через несколько лет проживания в Египте уходят в "свободное плавание", они не работают на какой-либо из клубов, а просто принимают приглашения от дайв-клубов на проведение погружений с группой, набранной клубом. Наш инструктор рассказывал, что в день может прийти до четырех приглашений от разных клубов. Хотя последнее время в Египте стали появляться "инструкторы", обычно из Москвы, обученные там в бассейне. Так что будьте бдительными и проверяйте все-таки квалификацию и опыт инструктора, ведущего вас в глубины моря. Если вас соберется более десяти человек, можно организовать дайв-сафари на корабле, или организовать индивидуальный план погружений. Все зависит от ваших желаний и возможностей.

Олег
Февраль 2008 г.

P.S. Спасибо всем моим друзьям-знакомым, снабдившим меня перед поездкой оборудованием и полезной информацией.