Поездка в Севастополь. Сентября 2006 года

Не люблю поездки, в которые нужно собираться заблаговременно. Как бы и что ты не делал, обязательно, что-то обязательно помешает: внезапный легкий насморк, смерти подобный для дайвера, срочная командировка и т.д. Так и в этот раз: проснулись какие-то клиенты, о которых ты уже давно забыл, и им нужно было срочно выполнить какие-то работы именно в эту пятницу. Ко всему прочему, взгляд на сайты с прогнозами погоды в последние дни перед отъездом наводили уныние. Но мы вырвались из цепких лап клиентов, начальства и двинулись в сторону Севастополя. Нас ожидали три дня морских глубин и качки. Группа выехала все в разное время, кто, во сколько смог выбраться на трассу. Дорога была на удивление не сложной, мы добрались практически без приключений, по дороге улаживая по телефону рабочие дела. Все в поездке участвовало 12 дайверов плюс один сочувствующий.

Поездка прошла по расписанию, мы прибыли в точку в расчетное время. Самое приятное, что нас уже ждали на точке. Это была наша группа из 7 дайверов, добравшаяся первой до поселка Кача, что под Севастополем. Легкий ужин с пивом, вином и различными историями завершили этот день.

Не смотря на то, что вчера улеглись не рано, в 7 утра все уже были на ногах. Быстро позавтракали чем бог послал (а послал он в это раннее утро то, что было не съедено в дороге и вечером в минуты томительного ожидания) собрали оборудование и собрались в путь. Нам нужно было добраться до бухты в северной части Севастополя, что было примерно в 20 км от нашей точки базирования. Группа в 10-13 человек очень удобна для поездок - это как раз загрузка микроавтобуса или топика, как говорят местные жители. Дабы не гонять свои машины в Севастополь и обратно, было решено поймать местную маршрутку и перевезти себя и оборудование на причал. Пока шли попытки договориться с маршруточниками, несколько человек решили прогуляться к морю, берег которого был в 100 метрах от нашей базы. Что Вам сказать? Никогда не отдыхайте в Каче! Кроме того, что это сопряжено со смертельной опасностью (помните обвал 12 июня 2005 года, когда погибла девушка?), море там, не очень располагает к отдыху. Возможно, это мнение человека, разбалованного прозрачностью тарханкутских вод. Дело в том, что берег на Каче представляет собой высокий обрыв метров 20-30 над уровнем моря, состоящий из глины, а внизу узкая полоса пляжа. Такой берег действительно подвержен обвалам, особенно после сильных ливней. Нашим глазам открылась следующая картина с высоты обрыва: был небольшой прибой и глина, осыпающаяся с обрыва, смывалась в море. В результате, полоса воды от берега примерно метров на 10 была мутной от этой глины. Конечно, это не мусор, но меня такая "синь моря не привлекает". Кроме того, из-за высокого берега, солнце на пляж проникает примерно часов в 10 утра. Но, мы отвлеклись от сути дела. Наконец, топик был пойман (да здравствуют блондинки!), мы загружены в него. Путь в бухту Северную занял минут 20. Подъехав на топике почти к корме катера, мы были встречены дружелюбной командой во главе с капитаном Александром Васильевичем Карановым. Назывался наш катер "ЭПРОН"

(название пошло от Экспедиции Подводных Работ Особого Назначения, поднимающей в 1924 г. Золото) , это обычный проект "Ярославец", но переделан для дайвинга весьма добротно и качественно. На носу катера было довольно мало места. Там стояло только два шезлонга (один из которых постоянно проваливался под седоком), остальное было занято такелажем катера. Небольшая рубка с камбузом и гальюном, на палубе за ней стоял стол на 10 человек, рядом место достаточное для одевания или отдыха. Далее удобно закреплены баллоны и потом уже вход на нижнюю палубу (внизу была комната отдыха и комната для переодеваний, скорее всё же напоминала мини-сауну, недавно обшитую свежим деревом.). На корме место для погружений и трап для спусков с двумя площадками. На катере нам сразу предложили чай, кофе и пр. На море была небольшая качка в 2-3 балла и знающие люди начали поглощать таблетки в_д нудоти та захитування , а не знающие потом страдали: О погоде. Погода была отличная, не смотря на запугивания нас всякими "Фобосами". Светило солнышко и только один раз в последний день нас помочил дождь, температура воды была 20-22 град. Первое погружение было на Херсонесе. Нам рассказали, что там, на дне несколько арок, развалины города, можно найти осколки амфор и даже сами амфоры! Парами мы ушли под воду, глубина была до 12 метров. Мы долго болтались по гряде, добравшись до 6 метров ближе к берегу. Никаких арок, к сожалению, нам не удалось увидеть. Подводный пейзаж напоминал родной Тарханкут. Выйдя на песок, удалось обнаружить несколько металлических балок и тележку от глубинной бомбы. Видели так же несколько странных полосок и трубок, оказавшимися потом артиллерийским порохом (Две недели спустя, я очень легко зажег одну из таких трубок. Это действительно был порох.). Первый дайв не оправдал моих надежд, зато дал возможность подышать сжатым крымским воздухом, почувствовать тяжесть морской воды. Другим дайверам повезло больше, они видели эти самые арки, но таких было мало. На борт подняли несколько черепков, наверное, от древних амфор. Хотя, у меня создается впечатление, что эти самые осколки планомерно разбрасывают местные бизнесмены, чтобы потом завлекать туристов. Уж больно их там много. Быстро раздеваемся, облачаемся в свитера и куртки (ветер на море дает о себе знать) и идем на следующую точку, по дороге поглощая печенье с чаем и прочие легкие закуски. Следующее погружение должно было быть на 35-й батарее. При переходе удивил берег. Вернее, он был очень похож на Тарханкут, но сверху стояли небольшие дома, явно как улице "Демьяна Бедного", а в скалах были прорублены ходы, очевидно подземный спуск сверху на пляж. Осталось загадкой, это ходы оставшиеся после войны (наверху раньше стояла легендарная 35 батарея) или все-таки новые веянья. На дне нас ждала груда искореженного железа. Разорванные взрывом шпангоуты, разбросанные куски палубы. В одном из сохранившихся помещений можно было различить генератор, в другом стоял зажатый железом целый баллон, очевидно кислородный, отдельно виден мощный шестицилиндровый дизельный двигатель. Глубина небольшая, до 16-18 метров. Поднимаемся на борт, раздеваемся, раскладываем оборудование. Нас ожидает неплохой обед.
Он был немного омрачен отсутствием горячего второго (у кока кончился газ), зато сдобрен литром замечательного разливного крымского коньяка. Из деликатесов были отбивные из рапаны. Хотя, нас рапаной не испугаешь, но они были на удивление вкусные и мягкие. Добрались мы домой слегка уставшие, сказывалась вчерашняя дорога. Но дома нас ждало предварительно заготовленное мясо! Радушный хозяин Николай уже приготовил для нас мангал с дровами и шампурами. Шашлыки удались на славу, пригодились и припасы вина, захваченные с собой, а частично купленные на месте. Довольно ранний отбой, усталость не дала возможности ждать еще одну группу, выехавшую к нам из Донецка вдогонку. На утро опять подъем в 7.00 и в 9.00 мы уже на катере. Погода нам улыбается. Совершенно нет качки, солнце. План погружений следующий: еще раз идем на Херсонес, в этот раз уже с гидом и затем на минный заградитель "ДООБ". Херсонес: никогда не погружайтесь одной большой группой, это вам не Красное море! В этом был наша ошибка. Вернее гид, который нас вёл, человек был хоть и опытный, как водолаз-подводник, но уж очень щепетильный и как наседка цыплят пытался часто нас пересчитывать. Толпа дайверов стоящая в это время без движения на месте над дном, как не старалась зависать всё же подняла много ила со дна. В этот раз нам показывают якобы вырубленные в скалах комнаты, арки, но я был разочарован. Мне казалось, что это будут некие арки оставшиеся от древнего города, а это был обычный тарханкутский рельеф. Но все равно красиво! Кроме того, вокруг были стаи рыб-ласточек, почти отсутствующих в этом году на Тарханкуте. Заградитель ДООБ оказался не так далеко и через 40 мин мы были на месте. Небольшой брифинг о том, что всё же можно здесь посмотреть и увидеть. Рэк предстал в плачевном состоянии. Что не сделал взрыв, довершает соленая вода и шторма. В прошлые годы на носу была 20 мм пушка, сейчас от нее остался один лафет. Правда, сам ствол в довольно приличном состоянии был найден неподалеку. Корабль разбросан на довольно большой территории. Если отойти чуть дальше от корабля, можно увидеть остатки палубы, прочие части. В частности, было обнаружено основание, от какого-то прибора, снаряды от пушки. Были подняты несколько осколков от посуды. Вероятнее всего, это посуда с заградителя, но ни штампов, ни даты производства на них не было.
Наверху ждал отличный обед из тройной ухи и прочих кулинарных изысков. Пара бутылок коньяка тоже была не лишней. Мы с удовольствием набросились на еду, а наш "Гиви" многократно произнес "ТОСТ!". Небольшой ящик малины в эту пору был тоже очень кстати.
Вечером опять посиделки, обсуждение увиденного под водой, планы на завтра, байки, и смешные истории. Немного вина, торт и чай. На следующее утро у многих болели мышцы живота и лица от смеха. Наверное, чай был очень "смешной" или всем очень понравился "процесс обмывки" карточки второй звезды Наташи Волковой. Утром пришлось подняться гораздо раньше обычного. Нас ждал длинный переход на новый рэк и ранний отъезд обратно домой. Путь занял часа 1.5, некоторое время нас сопровождали дельфины, скрашивая наш досуг. Это было самое сложное из всех погружений. Объект подводная лодка типа "М" - глубина 42-45 метров. Готовились все основательно, вспоминая обычные погружения на "Цесаревича", где вода не превышает 7-10 градусов. Но, должен сказать, это было самое большое разочарование этой поездки. Матрос, заводивший спусковой конец, сказал, что видимость не превышает метра, хотя и температура нормальная, оказалась 18град!!! Все погрустнели, кто-то даже отказался от погружения. Что сказать, там действительно мало, что было видно. Иногда своего партнера, отплывшего на пару метров, можно было заметить только по блеску фонарика. Объект полностью закрыт, т.е. проникнуть внутрь не представляется возможным. Из возможных отверстий дыра сверху, при такой видимости туда даже не было возможности заглянуть! Что очень поразило - это одеяние рубки! Рубка была окутана рыбацкими сетями. Но это были не обрывки, обычно висящие кусками на таких кораблях, было впечатление, что над одеянием поработал знаменитый кутюрье. Рядом в море несколько рыбацких судов вытаскивали сети и если это были тралы, возможно это и была причина плохой видимости на дне.

  Небольшой наградой за разочарования была рыбалка с борта корабля. Вы видели, чтобы рыба шла ни на приманку, ни на блесну, а на пустой крючок? Именно так поступает ставридка, гуляющая большими косяками. Идея такая - забрасываешь удочку с катушкой, на которой 7 и более крючков (зависит от жадности рыбака), а наверх поднимаешь примерно столько же небольших ставридок. Причем, эта рыба не требует практически никакой подготовки для приготовления. Её достаточно помыть и посолить, а затем уже можно жарить, вялить, варить. И последний наш объект: "Пьяный Джек".
Вообще то, это скорее был не дайв, а пляжная прогулка. Корабль (вернее то, что от него осталось) лежит на глубине 5-6 метров, примерно метрах в 300 от пляжа. Видимость для Чёрного моря, к сожалению тоже была неважная, можно сказать плохая. Мы буквально ощупывали каждый шпангоут и то, что осталось от бортов. Удачливые "кладоискатели" и тут нашли пару мощных бронзовых гвоздей, которыми соединялись все деревянные части, а так же донышки, вероятно старинных винных бутылок, которые, наверное, и вёз этот корабль.
   Только поднялись на борт, небо затянули тучи, и через некоторе время пошел небольшой дождь, смывая соленую воду с оборудования. При подходе на пирс, мы увидели группу поддержки, радостно встречаюшую нас.

Выводы:
Поездка не оправдала мои надежды и чаяния на все 100%. Думаю, что все дело в том, что в Интернете много всяких мнений и зазываний, что, мол, в Севастополе много всего можно посмотреть на дне! И найденные амфоры (обязательно целые!), и нетронутые "черными дайверами" затопленные корабли и многое, многое другое. Реалии же обстоят несколько по-другому. Действительно, на Херсонесе можно найти нечто ценное в виде амфоры или другой посуды, но происходит это обычно весной или осенью после больших штормов, когда начинает двигаться песок и обнажает часть дна. Большинство затопленных кораблей находится в плачевном состоянии (это вам не "Цесаревич Алексей" или "Варна") или вне зоны досягаемости и причин для этого много. Во-первых, после войны бухта была буквально усеяна погибшими кораблями, что конечно мешало навигации. Поэтому очень многие объекты были или подняты на поверхность или просто взорваны. Во-вторых, бухты местами довольно мелкие, соответственно объекты на дне разрушаются штормами и доступны для широкого круга "дайверов", что не может сказаться на состоянии кораблей под водой. Ну, а с подводной лодкой нам просто не повезло!
А на самом деле нет ничего интереснее, как провести уик-энд в компании единомышленников, под хорошие истории с бокалом вина или кружкой ароматного чая, при этом, не давая жабрам засохнуть в нашем непростом климате и 9 месяцев зимы! И пусть нам завидуют те, кто не смог или поленился поехать с нами!
P.S. Прогноз синоптиков в виде грозы всё же догнал нас между Симферополем и Джанкоем. Было впечатление, что дождь, обещанный чуть ли не каждый день, вылился на нас в течение нескольких минут. На трассе стояла такая стена воды, что пришлось остановиться на несколько минут.
P.P.S. После того, как был готов отчет, оказалось, что совсем нет фотографий для него, это не смотря на то, что почти у каждого был фотоаппарат. Спасобо Валере и Илье за предоставленные фотографии.

Олег
Мнение о корабле и команде
"плюсы"
1. Корабль отделан добротно, чистый и уютный.
2. Капитан и команда очень чётко и вовремя прибывали к месту отхода группы в море, всё чётко и организовано.
3. Гибко менялась программа погружений в зависимости от погоды и состояния моря.
4. Задержек с забивкой баллонов не было.
5. Если возникали мелкие технические проблемы, то решались достаточно оперативно.
6. Принимающая сторона помогла найти жильё и помочь с организацией переезда к кораблю.
7. Очень хорошо, что есть непромокаемый тент над палубой и дождик не испортил нам обед.
8. Обеды вкусные и разнообразные.

"минусы"
1. Мало баллонов (6шт), пришлось ещё и свои брать.
2. Нет полного комплекта грузов на группу.
3. Нет кислорода на борту.
4. Не вывешивался резервный баллон для декомпрессии.
5. Нет надувной лодки, а имеющаяся плоскодонка может оказаться слабовата при больших волнах.
6. Не было достаточно информативных брифингов о местах погружений.

Вывод.
Корабль хорош для дайвинга, а перечисленные недостатки легко устранимы к следующему сезону, над, чем команда сейчас и работает.

Валерий Реутский,
инструктор CEDIP/UDIP #002
Дайвинг - рейтинг DIVEtop.Ru
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика