Остров Мальта – загадка все еще не разгадана. 2012 год.

Самое сложное в путешествии – это писать потом отчет.

B.S. Спасибо всем, кто дочитает этот длиный и скучный рассказ до конца

Мысль поехать куда-нибудь на дайвинг возникла еще в начале года. Но куда? Египет – были уже неоднократно, да и не спокойно там в последнее время. Хотя, идея поехать подальше в Дахаб бродила в наших умах. На Мальдивы мы не попали: далековато, да и не дешево… Таиланд тоже неплохо, но опять же далеко и неспокойно. И тут вспомнили, что есть небольшое и мало изученное нами государство Мальта, которое члены нашего клуба уже посещали несколько лет назад. «Пробили» цены, дайвцентры и пр. необходимые вещи и сказали: "Решено! Едем на Мальту!"

Нашли первое попавшееся турагентство, которое входит в так называемый «Мальтийский клуб» и с ними решали вопросы поездки. Если у вас есть открытая европейская виза, то агентство вам без надобности: билеты можно заказать самостоятельно через интернет или в куче авиакасс, отель тоже выбрать и заказать через интернет. Проблема для нас состояла только в визе: посольства в Украине нет, только в Москве, а ехать туда никому не хотелось. Хотя, как нам потом рассказывали в дайвцентре, если у вас есть друзья в Москве можно совершенно спокойно передать все необходимые документы, и виза вам обеспечена. Хотя, наше турагентство и так сделало визы за 5 дней не взяв за свои услуги денег.

С отелем пришлось немного повозиться… Дело в том, что нам хотелось жить поближе к дайвцентру и снять не отель, а апартаменты. В этом нам помог дайвцентр, они порекомендовали несколько недорогих, но хороших апартаментов и мы не жалеем, что их послушали. Турагенство связалось с отелем, все согласовали, и вопрос проживания был решен. Наше путешествие мы совершали с дайвцентром «Subway», но о них несколько позже.

Когда все документы были на руках, мы задумались над вопросом, а как добраться до Киева (вылет был именно оттуда)? После некоторых споров, подсчетов и пр. было решено ехать на машине.

Итак, в 0.00 9 мая наше путешествие началось. Подобралась, как всегда, веселая компания и наша поездка, не смотря на позднее время, прошла довольно успешно и без приключений. Мы даже успели по пути посетить Мгарский монастырь. Хотя, потом небольшая часть нашей группы приехала буквально за 15 минут до окончания регистрации на самолет. В процессе ожидания этой группы в аэропорту мы листали свои паспорта, рассматривали визу и досмотрелись! Оказывается, у нас была открыта европейская виза с 9 по 31 мая! Тут же начали возникать идеи заехать на пару дней, например, на Сицилию, поскольку все оборудование у нас с собой, а специально на дайвинг мы туда врядли соберемся… Мы уже почти поменяли обратные билеты, когда наконец-то вторая часть нашей группы прибыла в аэропорт, и другой умный человек заметил, что виза то с 9 по 31, но находиться в еврозоне мы можем только 9 дней.

Мгарский монастырь

Полет тоже был довольно приятен, не считая легкой перепалки с представителями авиакомпании «Люфтганза» по поводу перевеса наших вещей и переупаковки онных прямо возле стойки регистрации. Два часа полета пролетели довольно быстро, с учетом того, что большую часть времени мы проспали, потому что всю предыдущую ночь добирались до Киева. Два часа ожидания в аэропорту Франкфурта-на-Майне были скрашены немецким пивом и ихними же сосисками, но подпорчены стандартной и немного утомительной процедурой идентификации людей «второго сорта», т.е. нас - не европейцев.

Мальтийские авиалинии предоставили нам возможность в режиме реального времени просматривать по карте маршрут нашего движения, а также самые необходимые сведения о высоте полета и температуре за бортом.

Приземлившись в аэропорту Ла-Валетта все настроились на ожидание выгрузки багажа из самолета и все ту же процедуру идентификации. Каково же было наше удивление, когда мы, пройдя от самолета до здания аэропорта примерно сто метров, увидели свой багаж на ленте транспортёра. Еще большим удивлением было то, что мы сразу попали в помещение аэропорта, не проходя никаких процедур.

Среди встречающих нашей принимающей стороны мы не увидели… Связавшись по телефону, указанному в туристической карте, мы услышали удивленный голос, который сообщил, что нас ждут на два часа позже. Кто и что неправильно сказал о нашем прибытии - осталось загадкой, но нам пришлось подождать около минут сорока-часа, пока за нами прислали автобус. Намек, «С вас виски за то, что нас не встретили», к сожалению, воспринят не был… Другая культура… Мальта нас встретила приятным теплым вечером, так что это ожидание не было сильно утомительным.

Куда и как мы ехали, никто не помнит, так как все происходило глубокой ночью и вокруг былв освещенная дорога, да подсвеченные старинные костелы и оборонительные башни. В отеле нашему раннему приезду тоже были несколько удивлены, но сказали стандартное «No problem!» и отвели в наши номера. На столе каждого номера нас ждала буханка хлеба, килограмм сахара, баночка кофе, чай, варенье и масло. На вопрос что это и для кого, нам ответили, что отель позаботился о нас, чтобы мы, приехав поздно ночью, могли немного перекусить. Но мы ведь приехали сюда не кушать, вернее, не только для этого! Побросав вещи наша группа двинулась в сторону моря, которое было в метрах ста от отеля.

И вот в 0 часов и 00 минут, но уже 10 мая, т.е. ровно через 24 часа мы стояли в прохладной, но манящей воде Средиземного моря! Традиция нашего клуба, по возможности окунуться в морскую пучину по прибытию на место, была соблюдена.

Вот оно, море!

Для интересующихся: дайвцентр нам порекомендовал несколько апартаментов на выбор, мы выбрали один из них, а именно «SunSeekers», в котором, по словам нашего дайвцентра, обычно селятся англичане. Отель находился в очень укромном уголке, закрытом со всех сторон, и, как я уже упоминал, в ста метрах от набережной. Четырехэтажное здание, на крыше которого небольшой бассейн и зона релакса, сауна, бильярд и фитнес клуб, куда мы так и не добрались. На наш этаж нас доставлял лифт. В номере большая общая комната, в которой стоит несколько диванов, телевизор, газовая плита, микроволновая печь, кухонный стол с набором посуды и, конечно, холодильник. Кроме того, душевая и одна или две спальни, в зависимости от мест. Не знаю как кому, а мне отель понравился: чистый номер, приветливый ненавязчивый персонал. Но, пожалуй, основными достоинствами были близкое расположение от дайвцентра и моря, а также очень тихий район города. Да, все это происходило в городе Буджибба, а может Аура, мы так до конца и не поняли, там все так близко… Не дорогое проживание в отеле, должно было компенсироваться отелем на стоимостью на дополнительные услуги: WiFi, минисейф и даже пульт от телевизора. Дело в том, что телевизор работает, но переключать каналы можно только с помощью пульта, за обладание которым предлагали заплатить. Однако, все это нам не понадобилось, интернет можно найти практически в любом ресторане или на центральной площади города, но комфортнее всего было работать прямо в дайвцентре, где специально для этого стоит компьютер и есть WiFi.

Аппартаменты SunSeekers

На следующее утро мы отправились на поиски какого-нибудь ресторанчика, где можно было бы перекусить. Несмотря на огромное количество этих заведений, далеко не все могут вам предложить столь ранний завтрак, но мы нашли такой. Стандартный английский завтрак (два яйца, бекон, тосты, масло, чай или кофе) обойдутся вам от 3,5 до 6 евро, в зависимости от ресторана. Бекон был сильно пережарен, да и в следующие дни нам нужно было раньше приезжать в дайвцентр, поэтому мы зашли позже в ближайший супермаркет, который работал с 7 утра, купили все необходимое и в дальнейшем завтракали в номере.

Покончив с завтраком, поднялись в отель, возле которого нас ждал видавший виды микроавтобус дайвцентра, чтобы забрать нас и наше оборудование. Рядом нашу группу ожидал один из инструкторов Сергей, прозванный (не нами) «Кваком». Веселый и общительный, проводящий замечательные и познавательные экскурсии по дороге на дайв сайты. Одним из постоянных его лозунгов был: «Все для вашего удовольствия!»

За неприметной стеклянной дверью в полуподвальном помещении в дайвцентра "Subway" нас встретила Лана, с которой мы вели предварительную переписку перед поездкой. Должен сказать, что за этой неприметностью нас ожидал очень теплый и радушный прием, желание помочь и разобраться с какими-то делами и проблемами. К Лане можно обратиться по любому вопросу: от того, где поужинать, какое вино выбрать, до того как купить ваучер на самолет, для оплаты перевеса багажа. В общем, как и говорил Квак: все для вашего удовольствия. Наши погружения проходили очень легко и просто, без каких либо напряжений. Правда, и наша команда была, как всегда, собрана и точна. В путешествиях под водой нас сопровождали Сергей и Джордж, закаленный, как все англичане, прохладной водой, потому что он единственный, кто погружался без шлема и перчаток. Джордж говорит только по-английски, но пытается немного учить русский, поэтому Лана строго-настрого попросила плохим словам его не учить.

Все наши погружения проходили в абсолютно расслабленной обстановке, как будто мы погружаемся вместе с этим дайвцентром уже не первый год. Как я уже упоминал, поездки к дайвсайтам сопровождались красочными и познавательными рассказами Сергея о местах, которые мы проезжали. По нашей просьбе после дайва нас завозили на экскурсию в несколько мест. Обычно баллоны с воздухом нас уже ждали в машине, оставалось только загрузить ящики со своим оборудованием. Ребята с удовольствием помогали нам, а мы им, когда это получалось. Причем за это никто не просил «бакшиш».

"Квак" проводит брифинг Англичанин Джордж

Но, продолжим наше повествование…

Первое наше погружение на острове мы совершили на патрульный корабль П29 в бухте Чиркевве, можно считать его чекдайвом. Корабль был затоплен специально в 2007 году для дайверов. Я не буду детально описывать ни его, ни последующие рэки, эту информацию можно легко найти на просторах интернета. Рэк представляет собой абсолютно вычищенный корпус корабля, без винтов, двигателя и проборов. Лично меня искусственно созданные рэки не привлекают. Да, это идеальный рэк, лежащий на ровном киле, просматривающийся чуть ли не насквозь, с закрытыми решеткой тупиковыми отсеками и пр. и пр. Там невозможно заблудиться, как например на «Зенобии», что на Кипре. Он идеален для начинающих дайверов и обученя погружениям на рэки. Но меня больше привлекают объекты с историей, где можно увидеть груз, который перевозил этот корабль, «покрутить» штурвал, подержаться за пушку или винт, вспомнить людей погибших или спасшихся с этого корабля, возможно, найти какую-то мелочь, упавшую с него, и вымытую из песка очередным штормом. Заглянуть в каюту или трюм, увидеть приборы, остановившиеся в момент катастрофы, заметить то, что, может быть, до вас никто не видел. А какой кайф плавать в скелете вычищенного корабля? Скажите, полез бы Джеймс Кэмирон или кто-нибудь еще на «Титаник», если бы его предварительно подготовили к затоплению, т.е. полностью очистили внутри и затопили на том же месте? Думаю, что нет. Но, повторюсь, это мое личное мнение.

К сожалению, на Мальте большинство рэков именно искусственного происхождения. Остальные лежат или на недоступной для обычных дайверов грубине, или от них остались, как говорится в старой сказке: рожки да ножки, т.е. практически ничего.

Второй дайв, мы провели в этой же бухте. На этот раз мы просто прогуливались вдоль рифа, рассматривая живность и растения, заглядывая в пещерки. Вода была просто изумительной! Отличная видимость и прозрачность, никакого течения, в общем, разныривались мы отлично!

Бухта Черкевва. Паром на Гозо Наше снаряжение

Тех, кто ждет от нас подводных фотографий прекрасных видов, должен огорчить: в первый же дайв, единственный подводный бокс дал течь, унося с собой фотоаппарат. Так что подводных слайдов не будет.

Возвращаясь домой, мы проезжали мимо «деревеньки морячка Папайя» - когда-то здесь снимали фильм о нем и, как говорится, цирк уехал, а декорации остались. Теперь здесь развлекательный центр. Остановились сделать несколько снимков. Деревенька находится в замечательной бухте, которая также является одним из популярных дайвсайтов, поэтому на следующий день было решено погружаться здесь.

Вечером мы с удовольствием прошлись по набережной, заглядывая в магазинчики, «катаясь» на причудливых маленьких лодочках, в которых едва помещается один человек.

Несмотря на многолетний протекторат Мальты со стороны России, по-русски местные жители не говорят. Это вам не Египет или Турция и даже не Кипр. Официальным языком на Мальте служит мальтийский, который не отнесен ни к одной языковой группе, почти все разговаривают на английском и немного на итальянском. Однако, все прекрасно понимали наш «русский английский». В процессе прогулок по набережной мы увидели единственную надпись сделанную «по-русски». Ее значение мы предлагаем вам расшифровать самостоятельно.

Плыви, мой кораблик, плыви Только, что они имели в виду?

Следующий день начался, как всегда, с посещения дайвцентра. Затем мы прибыли в деревеньку Папайя. Удобно разложили оборудование на пирсе, неспеша оделись и отправились в воду. Никто не ожидал на поверхности, что подводой нас ждет такая красота. Мальта, как впрочем, и Кипр где-то сродни нашему родному Тарханкуту: те же осадочные породы, почти такая живность под водой. Но в этой бухте мы увидели огромные подводные пещеры, красивые разломы, камни. И вода! Прозрачнейшая вода без какой-либо взвеси и мути. Бухта является своеобразным детским садиком для рыб. Здесь довольно много морских язычков, маленьких мурен, октопусов и даже каракатиц. Мне кажется, это идеальное место для подводных фотографов. Как обычно, мы совершили два погружения, но можно было бы сделать их гораздо больше.

Бухта Anchor Bay. Деревенька Папайя

Вечер текущего дня мы завершили, прогуливаясь по набережной городка Слима. В процессе прогулки все прошли операцию пилинга нижних конечностей, которую проводили маленькие рыбки из турецкой реки. Не знаю как им этот процесс (рыбкам), а наши эмоции собрали вокруг толпу зевак. «Очищенные» мы двинулись дальше, рассматривая окрестности и виднеющуюся вдали Валетту, подсвеченную разнообразными огнями. Забрели между какими-то зданиями, где устроили «пляски с духами», а затем уставшие вернулись в отель.

Ой, щекотно!!! Кушать подано
Вид на ночную Ла-Валетту "Пляски" с духами

На Мальте очень хорошо работает транспорт. После вступления в евросоюз старые автобусы заменили на новые (хотя, я бы отнес это к отрицательной стороне, потому что исчезла одна из особенностей Мальты, ее автобусы). Вы покупаете билет за 2,6 евро и можете кататься в течение текущего дня сколько хочешь и куда хочешь. Автобусы ходят строго по расписанию и допоздна. Так что, если вы не засиделись в ресторане, то можно не заказывать такси, а отправиться на остановку. Только учтите, что мальтийцы довольно шумная нация, и вашу поездку может сопровождать непрерывный гул, хотя это можно отнести к экзотике данного места. Автобусы здесь курсируют отнюдь не по прямой, и поездка в, казалось бы, рядом расположенный городок, может занять у вас минут сорок, а то и больше.

На следующий день нас ожидала поездка на остров Комино. Возле причала, куда нас привезли, стояла традиционная мальтийская рыбацкая лодка Luzzu с красивыми глазками, которыми в качестве оберега мальтийцы украшают свои суда. Погрузившись и отойдя от причала, мы вышли в море, проплывая мимо небольших островков с причудливо изрезанной береговой линией. В этот день мы погружались с лодки. Первый дайв - патрульный корабль П31. Кристально чистая вода и яркое солнце делает погружения на Мальте удивительными. Этот рэк не был так тщательно вычищен перед затоплением, здесь можно увидеть двигатель судна, остатки электрооборудования, большую щитовую и пр. А вокруг снуют разнообразные рыбки, по песку «ползают» морские язычки. Возвращаясь назад, я увидел как Сергей, сопровождавший нас в этом погружении, показывает одному из наших дайверов на что-то на дне. Однако последний никак не мог разглядеть, что же там интересного. Я подплыл ближе и тоже не увидел ничего необычного. И только присмотревшись, через некоторое время, заметил, как над песком парил небольшой скат, набросавший на себя сверху песок, а значит практически полностью слившийся с дном.

Мы Luzzu

Забравшись на борт Luzzu, мы зашли в Голубую лагуну. Она действительно была голубая! Прекрасный хоть и небольшой песчаный пляж окружали с нескольких сторон скалы, иссеченные водой и ветром. Просматривались несколько пещер, одна из которых оказалась гротом. На одной из скал мы заметили лестницу, вырубленную прямо в камне. Как нам рассказал наш гид, считается, что этим ступеням более пяти тысяч лет. Мы провели некоторое время в бухте, отдыхая и слегка заправляясь мороженым и фруктами.

Остров Комино. Голубая лагуна
Медуза О. Комино. Грот.

Обогнув остров с другой стороны, мы увидели единственный на этом острове отель. Пожалуй, это место прекрасно подойдет для любителей уединенного отдыха. Пройдя еще немного, мы стали на якорь. Нам предстояло погружение в пещеру Санта-Мария. Гиды предусмотрительно захватили несколько буханок хлеба, и нам предстояло сначала покормить рыбок, которые в большом количестве обитают здесь. Очевидно, эта процедура происходит довольно часто и, такое впечатление, что здешние обитатели знают наших гидов в лицо. Стоило погрузиться в воду, как их окружили стайки желтохвостов и лещей, подбирая раскрошенный вокруг хлеб. Далее мы прошли вдоль рифа и зашли в пещеру. Она имеет несколько проходов, один из которых заканчивается выходом в море в виде буквы Z, за что была прозвана пещерой Зорро. По дороге спугнули довольно крупного осьминога, от которого остались только чернильные облачка.

Вечером этого дня мы решили посетить столицу - Ла-Валетту. Проехав на автобусе более часа, обнаружили красивый фонтан, подсвеченный прожекторами, стену старинного форта… К сожалению, уже давно стемнело, и нам не удалось хорошо рассмотреть столицу и, побродив еще какое-то время, мы вернулись в другое место, Сант-Джонс, считающееся местом тусовки местной и приезжей молодежи.

Фонтан в Ла-Валетте

На следующий день, мы отправились на второй по величине остров Мальты – Гозо. Сами мальтийцы считают его дачным, потому что на викэнд многие отправляются сюда на отдых. Остров является сельскохозяйственной житницей Мальты. Здесь преобладает сельская местность. На остров постоянно ходят паромы. Самое интересное, что на Гозо вы отправляетесь совершенно бесплатно, а вот чтобы покинуть это гостеприимное место, нужно заплатить. Мы въехали на паром прямо на машине и уже после того как припарковались, вышли и поднялись на верхнюю палубу. Паром идет около 20 минут. Выехав с парома, мы отправились …….. на погружения на два рэка, слушая по дороге увлекательный рассказ об острове нашего гида. Корабли, как всегда специально затопленные, находятся рядом и погружения на них не сильно отличаются. Они не сильно вычищенные перед затоплением, так что посещение их более или менее интересно. На одном из кораблей, зайдя в моторный отсек, мы с удивлением обнаружили привязанную к стойке куклу с заклеенным скотчем ртом и связанными руками. Чья-то больная фантазия. Другую куклу мы обнаружили в соседнем трюме. В попытке спасти ее от маньяка один из наших дайверов потерял там одну перчатку. Ну что ж, будет повод посетить это место еще раз. Рядом с местом погружений прямо в скале выдолблена старинная пушка диаметром примерно два метра, которая в старину защищала бухту. Здесь же на скалах были выдолблены небольшие ванночки, в которых местные жители выпаривают естественным способом соль. Мы набрали на память немного «белого порошка».

Паром на о. Гозо На пароме На пароме

Прибыв обратно в порт Мджарр, мы попрощались с Сергеем, котрый сопровождал нас в этой, как впрочем, и в других поездках и решили узнать побольше об острове, воспользовавшись услугами туристического автобуса. По Гозо, как и по самой Мальте, ходят двухэтажные туристические автобусы. Билет стоит 15 евро, на входе вы берете наушники, с помощью которых можете прослушивать рассказ об острове, сопровождающий поездку на одном из семи языков, включая русский. Кроме того, вы можете выйти из автобуса в любом из понравившихся вам мест, а затем сесть на такой же автобус и продолжить экскурсию. Гозо имеет более старые постройки чем на Мальте, вернее здесь не разрешают менять стиль архитектуры, поэтому в городах вы не увидите высоких зданий, а улицы по которым пробирается огромный двухэтажный автобус очень узкие. В некоторых местах можно запросто переступить с борта автобуса на балкон здания. Времени на тщательный осмотр достопримечательностей у нас уже, к сожалению, не оставалось.

Достропримечательности о.Гозо Достропримечательности о.Гозо Достропримечательности о.Гозо Падре и заправочная колонка

Мы совершили обзорную экскурсию по острову, лишь однажды выйдя возле прекрасной бухты в городке Шленди (Xlendi). Бухта окружена с трех сторон высокими по мальтийским меркам горами. За счет вылитой из бетона набережной она кажется прямоугольной. Здесь мы посетили отличный рыбный ресторанчик с услужливым официантом, предложившим нам на выбор несколько свежих рыб, которые потом были зажарены для нас на гриле. Место настолько всем понравилось, что возникла идея остаться здесь на ночь, заночевав прямо на лавочке под открытым небом. Нас останавливало только то, что завтра был крайним днем погружений на Мальте, нас ждал танкер Ум Эль-Фаруд. Мы завершили экскурсию на автобусе, вернувшись в обратно в Мджарр. Поездка сыграла с нами злую шутку: в этот день было довольно ветрено и прохладно, и мы совершенно не заметили, как мальтийское солнце обожгло наши лица.

Xlendi Bay о. Гозо Все, остаюсь!

Последние два дня погружений на Мальте дул довольно сильный ветер, поэтому мы так и не смогли посетить ряд сайтов. Однако, прелесть острова в том, что если с одной стороны дует ветер, то с другой стороны обычно тихо. Так получилось и у нас. Танкер Ум Эль-Фаруд лежит в бухте возле голубых пещер. Во время ремонтных работ из-за неправильной дегазации одного из танка, танкер взорвался. Он какое-то время пролежал возле порта Валетта, а затем его отбуксировали в эту бухту и затопили. Во время затопления он раскололся, потому проникновение вовнутрь не составляет труда. На Мальте это самый большой рэк. Место характеризуется иногда сильными и непредсказуемыми течениями, но нам повезло, вода практически не двигалась.

Как сказал Сергей, в связи с ветреной погодой здесь будет погружаться чуть ли на вся Мальта. Мы, благодаря, собранности и оперативности нашей группы прибыли довольно рано и погрузились на корабль одними из первых. Выйдя из воды, мы увидели что, действительно, практически вся площадка заставлена машинами, привезшими дайверов, возле которых суетятся люди. В первый дайв мы прошли под винтами, здесь максимальная глубина, вошли в разлом и проплыли внутри танка. Погружение оказалось не очень интересным на мой взгляд, потому что танк – это большое пустое помещение с несколькими переборками. При выходе из танка мы спугнули довольно крупную мурену, прячущуюся среди металлических шпангоутов.

Немного отдохнув и подкрепившись, наша группа пошла на второе погружение. За это время толпа дайверов, прибывших позже нас, закончила свое погружение, мы опять оказались в гордом одиночестве на этом судне. Второе погружение было более интересным: мы зашли в моторный трюм, осмотрели силовую установку, поднялись по лестницам в капитанскую рубку, посетив по дороге несколько трюмов и кают. Наше погружение, как впрочем, и весь дайв-тур на Мальте подошел к концу. Мы плыли от судна в бухту, по дороге рассматривая дно в последней надежде увидеть что-то интересное или подобрать красивую ракушку на память. Еще при первом погружении я заметил, что здесь очень много рыб-ласточек. Но вели они себя довольно странно - кучковались небольшими группками, зависшими неподвижно возле скал, причем некоторые из рыбок весели вертикально верх головой. Возле корабля были и другие представители морской фауны, правда, обещанных барракуд на месте не было.

На обратном пути в дайвцентр мы посетили красивейшее место: голубые пещеры и музей мегалитов, некоего строения, сложенного из огромный камней весом более двадцати тонн. Никто не знает назначение этих построек, но считается, что их возраст на несколько тысяч лет старше египетских пирамид. Также считают, что здесь находится центр связи с космосом и от древних стен исходит энергия, которой мы и поспешили немного подзарядиться. После вступления Мальты в евросоюз над мегалитами создали довольно большую вантовую конструкцию, закрыв постройки от солнца. Сделано это было для удобства туристов, страдающих от жары в летнее время. Однако, мне кажется, что в связи с этим связь с космосом несколько ослабла. Времени здесь можно потратить довольно много, рассматривая причудливые постройки и притрагиваясь к, возможно, самым древним постройкам человека. Но нам нужно было еще добраться до дайвцентра, чтобы разобрать наше оборудование и повесить его на просушку, завтра был крайний день нашего путешествия на Мальту, по обычаю и по необходимости проводимый без погружений.

Azure Window или Блю Холл Голубые пещеры Мегалиты Мегалиты

Крайний день мы провели в прогулках по магазинам в поисках сувениров. Тепло распрощались с дайвцентром и его сотрудниками, пообещав вернуться еще раз на Мальту. Поскольку день был свободен, мы решили посетить один из двух природных песчаных пляжей Мальты – Золотой пляж. Это действительно прекрасное место, довольно обширный песчаный пляж с песком цвета золота. С двух сторон пляж окружали причудливые горы, напомнившие нам в очередной раз родной Тарханкут. Погода стояла все еще ветреная. На пляже было не очень много людей, и почему-то, отсутствовали купающиеся. Температура воды, вполне устраивающая нас во время погружений, очевидно, не сильно подходила для отдыхающих. Но для нас +20 – это почти жара, так что мы без раздумий окунулись в бодрящую воду.

Пляж Golden bay

Не известно почему, но пляжный отдых нам довольно быстро надоел, позагорав пару часов, но, получив при этом небольшие ожоги от мальтийского солнца, мы вернулись в отель. Нужно было упаковать вещи, завтра рано утром нас должен был ожидать микроавтобус. Этот день мы провели просто гуляя по пустынным улочкам Буджиббы. В одном из баров, куда мы зашли выпить пару рюмок чаю, обнаружили интересного завсегдатая, лысая голова которого была покрыта татуировками.

Чтобы не забыть текст

Провожала нас Мальта на следующий день так же тепло, как и встретила. Нежаркое утро, свежий ветерок, незаметная поездка из отеля в аэропорт. Никаких проблем с перевесом нашего багажа не было, так как по подсказке Ланы из дайвцентра, мы приобрели ваучер всего за 20 евро, позволяющий провозить мальтийскими авиалиниями до 32 килограмм дайверского оборудования.

Уже на взлетной полосе мы познакомились с веселым стюардом, призывающим нас остаться на этом дивном острове.

You are welcome!

Вот, пожалуй, и все наши приключения. Хотя нет, нас еще ждали семь часов между рейсами в аэропорту Мюнхена.

Но какой же «русский» будет убивать время в аэропорту, находясь в знаменитой пивной столице Германии? Сразу после посадки, мы, не встретив никакого сопротивления со стороны властей, вышли из аэропорта и отправились в город. На самом деле эта акция у нас была запланирована еще в Донецке, мало того, мы специально подобрали такой авиарейс, чтобы у нас было время на посещение города. Наш выбор пал на пивной ресторан «Хофбройхауз» и пивной сад, где в свое время зародилась нацистская партия Германии. Желание было посетить оба места, но, как оказалось, четырех часов на все не хватило. Выбор пал на «Хофбройхауз».

Мюнхен встретил нас очень холодно! На улице было всего +8 (и это при комфортной температуре на Мальте +23 и дикой жаре в Донецке до +30). Мы вышли из аэропорта и короткими перебежками опустились в подземку городской электрички Мюнхена. И тут столкнулись с загадочной системой оплаты проезда в городском транспорте. Наш человек без пары литров пива с ней разобраться едва ли сможет. Мы долго стояли возле терминала по продаже билетов, нажимая на разные кнопки разветвлённого меню, пытаясь выбрать подходящий нам способ оплаты. «Толпа» возбужденных людей, выкрикивавшая непонятные слова на русском и не очень английском языке вскоре привлекла внимание одного из пассажиров и он, с готовностью, решил нам помочь. После некоторых манипуляций с терминалом, он предложил нам вариант в 50 евро для оплаты проезда в Мюнхен и обратно. Сумма нас несколько озадачила, но желание попасть в самый большой бар Мюнхена брало свое. И тут появилась Она – пожилая немка, катившая перед собой тележку с разнообразным скарбом, прозванная нашей группой «железнодорожная фея». Женщина с легкостью нашла для нас специальный туристический ваучер на пятерых для проезда в любом общественном транспорте Мюнхена в течение одного дня. Он обошелся нам всего в 20 евро! Одного я не могу понять, откуда власти Мюнхена знали, что нас будет именно пятеро и приготовило такой ваучер? Рассыпавшись в благодарностях, мы попрощались с нашей спасительницей и сели в только что подошедший вагон электрички.

Путешествие до Мюнхена заняло около сорока минут и было приятным и комфортным. Выйдя из подземки, мы включили GPS навигатор и направились к нашей цели. Однако, повернув за первый угол, встали как вкопанные. Перед нами раскинулась площадь Мариенплац, на которой возвышалось старинное здание городской ратуши. Пройти мимо такого у нас не хватило сил. Впрочем, мы были не одиноки, площадь была наполнена туристами, не перестающими щелкать своими фотоаппаратами и смартфонами. Задержавшись некоторое время на площади, наша группа через пару кварталов стояла возле дверей искомого бара. Распахнув двери, мы попали в огромный зал, наполненный людьми, пьющими пиво и жующими мюнхенские сосиски. По началу показалось, что свободных мест здесь нет, однако фортуна была к нам благосклонна, как впрочем, и во время всей нашей поездки. Довольно быстро нашелся свободный столик, тут же к нам подошла официантка, еще быстрее на столе появилось замечательное пиво, а чуть позже и восхитительные закуски. Нужно сказать, что нам действительно повезло, потому что знакомые одного из нас тоже пытались посетить этот бар буквально на следующий день, однако, для них не нашлось свободного места, не смотря на то, что бар рассчитан на 3500 посадочных мест. Утолив голод, мы еще побродили по бару, рассматривая картины на его потолке, быстро и ловко снующих между столиками и посетителями официантов, а также посетив историческую часть бара на третьем этаже. Здесь на сцене для выступлений стояли стулья, очевидно для некоторого президиума, и мы не применули здесь сфотографироваться. И опять были удивлены количеством стульев, их было именно пять!

Городская ратуша Пивной ресторан «Хофбройхауз» Пивной ресторан «Хофбройхауз» Пивной ресторан «Хофбройхауз»

Усталость от всей поездки, а также выпитое пиво призывало нас остаться здесь еще хотя бы на недельку, но бдительная часть компании вскоре «запихала» нас в электричку и сорок минут прошли в легком забытьи, впрочем, помогшем немного отдохнуть и прийти в себя.

Спят усталые дончане...

«Люфтганза» опять слегка поиздевалась над своими пассажирами (ну, не все же может протекать гладко), погоняв всех несколько раз от одного посадочного терминала к другому, в итоге выдавшая дублирующие билеты и задержавшая рейс почти на час.

Обратная дорога из Киева в Донецк помнится плохо. Всем хотелось спать, но приходилось бороться со сном, помогая не заснуть водителю. Кроме того, где-то под Полтавой мы попали в жуткий ливень, сопровождавшийся сильной грозой. Пожалуй, я впервые видел, как горит под проливным дождем степь, подожженная молнией. Дождь сопровождал нас до самого Донецка, иногда слегка моросящий, а иногда проливной. Но как бы там ни было, мы добрались благополучно до дома, о чем свидетельствуют эти строки.

Некоторые итоги

Мальта действительно загадочная и разнообразная страна. На мой взгляд, она настолько разностороняя, что цели поездки сюда нельзя смешивать, по крайней мере, на столь короткий срок, какой были мы. Программа дайвинга была выполнена, хотя и не удалось попасть в некоторые места, которые хотелось бы посетить. Однако мы лишь легко коснулись остальных граней этого государства, не постигнув его загадки и на долю процента. На Мальте практически каждый найдет себе занятие по вкусу: мы, как дайверы, уже нашли. Здесь прекрасные ландшафтные и городские виды, так что фотографам можно провести здесь не один месяц в поисках удачного ракурса. Для любителей уединения есть масса мест, где вы найдете его: от небольших поселений или острова Комино, до проживания на берегу моря в палатке или пещере, но это уже для экстрималов. Любителям дискотек и шумных компаний вполне подойдет Слима или Сант Джонс, а мечтателям - узкие пустынные улочки Валетты или Мдины. Любителям ресторанного отдыха понравится местная и итальянская кухни, которая здесь, пожалуй, преобладает. Цены на бутылку местного вина начинаются от одного евро. И никто не заставляет продавать вино не дешевле дыух евро, как у нас. Правда, бутылка "Хортицы" вам обойдется в десять евро. На Мальте хуже обстоят дела с пляжами. Существует только два природных песчаных пляжа на острове Мальта и по одному на Комино и Гозо. Правда, довольно много искусственных пляжей с привозным песком и каменных, оборудованных зонтиками и лежаками. Хотя протяженность береговой линии только острова Мальта 137 км, она сильно изрезана и во многих местах море просто недоступно. Кроме того, на диких каменных пляжах среди валунов притаились в огромном количестве морские ежи, встреча с которыми врядли будет приятной.

И тем не менее, если вы спросите, стоит ли посетить эту страну, я однозначно отвечу: ДА! А вот поеду ли я сюда еще раз, по крайней мере, специально на дайвинг … наверное нет. Во-первых, в этом мире с наклоном в 23,5 градусов есть еще масса мест, которые хотелось бы посетить. А во-вторых, меня не привлекают искусственно созданные рэки, которых здесь очень много, вернее для обычного дайвера доступны только они. Правда, здесь очень красивая и прозрачная вода. Для подводного фотографа найдется занятие на многие времена. Да, это не Красное море и живности гораздо меньше и она менее яркая, но, на мой взгляд, более интересно выхватить с помощью объектива камеры то, что не замечают многие.

В общем, приезжайте на Мальту, по возможности недели на две минимум. Так вы сможете не только заняться дайвингом, но и посетить другие интересные места. Да и дайвинг может быть более интересным, потому что погода переменчива и иногда вы просто не можете попасть в места, которые хотелось бы посетить. Нам, например, не удалось побывать в Блю холле и на Imperial Eagle. В качестве подводных гидов рекомендуем выбрать клуб «Subway» , с которыми погружались мы. Как я уже писал, дайвинг с ними комфортен и приятен, да и с другими вопросами и проблемами ребята клуба вам с удовольствием и готовностью помогут.
Вот и все.

Донецк-Мальта-Донецк 2012.

Олег.

Фото участников экспедиции.

P.S. Мальта на столько понравилась нашей группе, что многие решили переселиться сюда жить. А табличек с надписью «Продаю» или «Сдается» здесь очень много. Правда, жить в эту пору прекрасную нам получится не скоро. Для того, чтобы получить вид на жительство или приобрести недвижимость, нужно положить депозит на счета правительства Мальты в размере 500 тысяч евро. Так что, копите деньги.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop.Ru
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика