Весенняя поездка в Ласпи или рассказ «не дайвера»

Что написано пером... не заменит ни один GPS навигатор!
Почти народная мудрость

Поездка в Крым на майские праздники планировалась давно. Шли «ожесточенные» дебаты на форуме, куда поехать. Для себя я решил, что хочу посвятить эту поездку не дайвингу, а посещению красивейших мест горного Крыма. Во-первых, в это время, несмотря на праздники, еще не так много людей, во-вторых, еще не очень жарко, в-третьих, летом заехать сюда времени катастрофически не хватает, да и разместиться усталому путнику на пару дней довольно проблематично. И самое главное, я хотел посмотреть на водопады, а они летом, к сожалению, пересыхают.

Но вот, наконец, наша братия решила ехать в бухту Ласпи, дабы посвятить себя созерцанию подводных красот этих мест. Меня это тоже вполне устраивало, да и жить компанией гораздо веселей. Компания была не малая: учитывая две клубные компании дайверов, а также «сочувствующих» собралось около тридцати человек.

Вечер приезда, как всегда, проходил в теплой дружеской обстановке, в обсуждении планов на завтра под сухого бердянского пеленгаса и пиво.

На следующее утро кто-то отправился погружаться, наш же путь лежал к ближайшему водопаду. Еще в Донецке я «пробил» по интернету маршруты движения к красотам Крыма. Было решено посетить 6-7 знаменательных мест: водопады, каньоны, пещерные города.

В наш век электроники не иметь GPS навигатора вроде как моветон. Вещь очень нужная и полезная. Однако…

Мы выехали пораньше и решили посетить для начала водопад недалеко от бухты. Более дальние поездки решено было отложить на потом, даже возможно на последний день посещения Крыма, по дороге домой. Но, как говорится, человек предполагает, а электроника располагает. Практически сразу после выезда навигатор сказал приятным женским голосом, мол, плохие условия приема, и мы благополучно проскочили нужный поворот. В результате, когда мы это поняли, пришлось ехать в те места, которые оставили на потом, потому что были уже почти рядом.

Ну, а теперь самое интересное, что удалось посмотреть. В первый день мы проехали мимо развалин Мангула, именно проехали, потому что целью все-таки был один из водопадов, а идти в гору в течение получаса или больше до Мангул-кале желания не было. Далее проехали вдоль Бельбекского каньона, места прорыва реки Бельбек. Прекраснейшие виды гор окружают это каньон. За время ветер изваял причудливые фигуры невиданных зверей и чудовищ, которые каждый человек видит по-своему, в зависимости от его фантазии или напитков, употребленных перед этим созерцанием. Остановились возле одного из заливных лугов, внизу каньона, дабы посмотреть на зеленый ковер свежей травы и разнообразные цветы, разбросанные то тут, то там татарским узором.

Далее наш путь лежал в старинное село Богатое ущелье и к одному из водопадов в его окрестностях. С помощью навигатора и языка, который, как известно, до Киева доведет, мы благополучно добрались до села. По дороге нас удивили луга, практически полностью покрытые белыми ромашками, которые при ближайшем рассмотрении оказались дикими маргаритками. Их было на столько много, что сначала можно было подумать, что их специально выращивают в этих местах. Встретив по дороге местных мальчишек, мы спросили о водопаде, в ответ они удивленно сообщили, что озеро вот там за горой, а о водопаде они не слышали. Меня этот ответ не удивил и не испугал, потому что предварительно в интернете я прочитал об аналогичной ситуации с этим водопадом. Мы добрались до горного озера с изумрудной водой. Далее, согласно рассказу из интернета, нужно было идти вдоль реки. Так мы и сделали. Сначала идти было легко и удобно. Правда, шли довольно медленно, так как постоянно останавливались сфотографировать какой-нибудь перекат или цветущее растение. А вот дальше дорога стала практически непроходимой. Река была завалена старыми деревьями, огромными валунами. Хорошо, что в это время она уже не очень полноводна, нам постоянно приходилось перебираться с берега на берег, чтобы пройти еле заметной тропкой. Вид, конечно, был завораживающий! В реку в период дождей или таяния снега со всех сторон стекали бурные потоки, снося на своем пути многолетние деревья и большие валуны. Все это нагромождалось посреди речки, иногда перекрывая поток воды и образуя перекаты.

После движения около часа по пересеченной местности, когда в голове стали возникать мысли: «А есть ли там водопад?», когда уже хотелось остановиться, а может, и вернуться назад, перед глазами открылась отвесная скала, с водопадом Суат-хан! Водопад был не очень мощным, но его высота достигала 12 метров, а вокруг было абсолютно дикое место.

Забегая вперед, скажу, что это, пожалуй, было самым красивым местом из тех, что мы посетили, именно потому, что его не коснулась рука человека с его желанием все улучшить, поставить лавочки и построить беседки с мангалами для отдыха.

Мы присели перекусить и отдохнуть, хотя я продолжал ходить кругами вокруг водопада, выбирая интересные ракурсы для фотографий. Немного погодя с радостными криками: «Ура, дошли!»- к водопаду вышли еще несколько групп, некоторые из которых мы обогнали по пути.

В рассказе из интернета говорилось, что есть и более хорошая дорога к этому водопаду. Двинувшись в обратный путь, мы поднялись немного в гору и действительно обнаружили очень неплохую дорогу, по которой даже когда-то кто-то ездил. Минут через 20 мы уже были возле озера, но ни на секунду не пожалели о пути вдоль реки, который мы проделали к водопаду.

По дороге назад навигатор предложил путь примерно в два с половиной раза короче, чем тот, что проделали мы. Он пролегал через одну из деревушек, которую запланировали посетить на следующий день. Выехав из села, отправились по дороге, указанной навигатором. Через какое-то время нам сделали указание повернуть направо, и тут мы попали на горную дорогу, покрытую гравием. Она петляла из стороны в сторону, из-под колес то и дело выскакивали камни, а за машиной тянулся шлейф пыли. Меня посетили сомнения, а туда ли мы едем, но пару машин навстречу добавили оптимизма. Мы поднялись в гору, и вот дорога начала идти вниз. Примерно десять километров такого пути, и мы выехали на асфальт. Справа показалось очередное горное озеро и пионерские лагеря отдыха. Потом мы узнали, что это была дорога через перевал с Ялтинской трассы на трассу Бахчисарай Ялта. Через этот перевал мы ездили еще не раз за это путешествие.

Вечером наша компания выступала в поддержку солидарности трудящихся поеданием шашлыков и распитием не слишком крепких напитков («Завтра ж на охоту!» (с) всем известно чей). А перед этим мы с удовольствием смывали с себя пыль дорог в почти уже теплом Черном море (+15 градусов) и грелись на теплых камушках бухты Ласпи.

На следующий день наш путь лежал в село Передовое, к водопаду Козырек. В этот раз мы доехали легко и быстро, по знакомому маршруту, и заикающийся иногда навигатор не смог сбить нас с пути. Здесь уже место было более «цивилизованное»: дорога к водопаду была ограждена бордюром из камней, выкрашенных известью, вокруг стояли беседки с мангалами, а на входе висело объявление, что место отдыха платное. Козырек – настоящая Мекка туристов: за время нашего пребывания здесь появились несколько туристических групп с рюкзаками за спиной, которые с радостью визжали попав под холодные струи водопада, а также автобусы более «культурных» путешественников. Но это не испортило впечатления от водопада. Он действительно красив, а отсутствие козырька (упавший,кажется в 2009 году), из-за которого он собственно и получил свое название, не портило величия водопада. По узкой тропинке можно было довольно легко подняться на вершину водопада, где я впервые за эту поездку увидел цветущие дикие пионы и гиацинты.

Поездка получилась довольно короткой, и, чтобы не сидеть дома, мы поехали на мыс Фиолент. Я бывал уже в этом замечательном месте, но посмотреть еще раз стоило: красивый Яшмовый пляж, Георгиевский монастырь (увешанный кондиционерами), огромные скалы, стоящие в воде недалеко от берега. И как же не проверить себя на прочность, поднимаясь по монастырской лестнице из 800 ступенек? Пляж был заполнен отдыхающими, как в летнее время. Высоко стоящее жаркое солнце, горячие камни, закрытая от ветров бухта- все это располагало к тому, чтобы окунуться в прозрачную прохладную воду.

Предпоследний день был посвящен знаменитому водопаду Серебряные струи. Мы выехали по уже знакомой дороге, но на одном из сложных перекрестков навигатор ушел отдыхать, и мы свернули не в ту сторону, сделав довольно большой круг и вернувшись на прежнее место. Правда, вокруг было что посмотреть: зеленые луга, пасущиеся на них стада овец, коз, коров и лошадей, несколько горных озер с водой цвета изумруда, а также огромное питьевое водохранилище, ревностно охраняемое со всех сторон.

Выбрав, наконец, правильный маршрут на перевал, мы отправились в село Соколиное, что по трассе Бахчисарай Ялта. За этим селом был вход в Большой крымский каньон и дорога к водопаду Серебряный. Через несколько километров по извилистой горной дороге мы подъехали к месту назначения. Здесь было много машин, туристов, несколько кафе и какая-то база отдыха. Висели таблички, что проход к водопаду и вход в каньон платные, согласно приказу непонятно кого от такой-то даты. Очевидно, деньги собирают на ремонт разлома.

Дорога к водопаду отмечена красными метками на деревьях и камнях, но стоит сойти с нее, чтобы увидеть многообразие природы, окружающей Желтую реку, на которой и есть водопад. Вокруг цветущие поля пионов, разбросанные валуны, обросшие мхом и плющом, а также невзрачные на первый взгляд белые цветы, чудом растущие в небольших трещинах на камнях.

Сам водопад представляет собой шапку мха, по которой стекают струйки воды. Туристов здесь тоже очень много, мне пришлось долго ждать, пока удалось улучить мгновение для съемки этого красавца. Выше по течению должно быть Юсуповское озеро, где выращивали или собирались выращивать горную форель. Не знаю как форель, но в данный момент, несмотря на абсолютную прозрачность воды, озеро абсолютно «мертвое», т.е. там даже нет привычных нам лягушек, хотя, возможно, они и не живут в этих местах. А вот водопад сразу ниже озера не уступает по красоте Серебряному. Еще одно интересное место скрыто здесь от глаз туриста. Судя по путеводителю, река Желтая впадает в озеро из пещеры Желтой, внутри которой есть еще одно озеро и водопад. Однако узкий вход в эту пещеру был завален камнями. Последующее изучение просторов интернета показало, что в этой пещере мало кто был, а вернее, мне удалось найти всего одну фотографию из этой пещеры, с автором которой мне не удалось связаться, и, судя по всему, посещение этой пещеры неподвластно обычному туристу.

Дорога домой была не длинной, а перевал в очередной раз был преодолен без приключений. Завтра домой.

Но это было не последнее путешествие в эту поездку. На следующий день, быстро позавтракав и собрав вещи, почти вся наша группа отправилась домой, но с заездом в пещерный город Чуфут-кале. Оставив за плечами Мангул, пещерный город Эски-кермен, а также Бельбекский каньон, мы прибыли в Бахчисарай. Оставив машины возле одного из кафе, взяв телефон этого же кафе для заказа с вершин гор обеда, мы двинулись вверх.

Через час или больше, посетив по пути Свято-Успенский монастырь, мы прибыли на место. Здесь нас поджидал экскурсовод, с которым нам действительно повезло: мы услышали интересный, познавательный рассказ об этом месте, а также его истории. Место красивое и необычное, здесь можно провести не один день, бродя по старым «улочкам», камней которых когда-то касались ноги византийцев, монголо-татар, караимов и еще не известно каких «бродяг» с доисторических времен.

Быстро пообедав в кафе, мы покинули Бахчисарай. Впереди более пятиста километров дороги домой. Как ни странно, дорога была довольно свободной, были моменты, когда несколько километров мы ехали в гордом одиночестве, и это не смотря на то, что был последний день майских праздников.