Ласпи, бархатный сезон или Back in the USSR.

Уже который год мы едем на остров Змеиный. Вот и сейчас, все были на чемоданах вторую неделю. В среду выяснилось, что нам опять не повезло с погодой: плохой прогноз, рисковать не стали. Но жабры то сохнут, вернее, периодически мы их сдабриваем пресной водой из местный карьеров, но хочется же чистой морской водичкой, желательно конечно из Красного моря, но из Черного тоже просто замечательно. И так, поскольку «чемоданы» уже упакованы, мы решаем сорваться в сторону Крымского полуострова, тем более, что погодка просто «шепчет». Инициативная группа в составе вашего покорного автора, непоседы Бадди решила поехать во, что бы то ни стало. К ним присоединились Саныч и Элла. И вот, мы вчетвером выехали в бухту Ласпи. Предварительно были договоренности с инструктором CEDIP Геннадием Костюченко, из дайвцентра «Aquaman» и о том, что он обеспечивает нас воздухом и впечатлениями, а в пансионате «Изумруд», нас примут с распростертыми обьятиями.

«Пролетев» 650 км мы оказались у ворот «Изумруда» и хотя было уже довольно поздно, нас направили к дежурной корпуса на поселение. Дежурная, очень напоминающая вахтершу в женском студенческом общежитии, была очень удивлена, что у нее есть свободные места для нас. Однако после непродолжительной беседы нас определили в 2-х комнатный четырехместный номер. Еще на входе в корпус меня насторожило объявление: Расчетный час 8.00. Мы то приехали далеко не в 8 утра, а уезжать хотели ближе к вечеру. Но, утро вечера мудренее и мы решили выяснить все в бухгалтерии утром. Нужно заметить, что корпус внешне выглядит довольно современно, пластиковые окна и зеркальный фасад, а вот войдя внутрь, мы как бы окунулись в 80е годы. Нет, ремонт, конечно же, сделан, но это все те же крашенные в синий цвет (как одна из наших дайверш сказала бы 32-й) оштукатуренные двери. А еще, полупрозрачные входные двери, чтобы не заимались чем попало. Внутри номера были все «удобства», включая кондиционер и электрочайник. «Удобства» были выложены кафельной плиткой made in USSR, производства Славянского завода керамической плитки. Но в целом, номер нас вполне устроил, тем более, что находиться там много времени мы не собирались.

Быстро перекусив с дороги, запив бутерброды парой рюмок чая, мы ушли на пляж. Нужно напомнить, что на улице была давно уже ночь. А погода была просто шоколадной! Бархатный сезон в самом разгаре! Вода +21, ни ветерка! Нашу традицию по приезду обязательно окунуться в пучину морскую мы не могли не соблюсти!

Меня, да и не только меня, всегда удивляет целебность свежего воздуха! Не смотря на то, что мы улеглись довольно поздно, проснувшись рано утром от грохота ведер обслуживающего персонала, идущего по коридору, я почувствовал что выспался!

Поскольку мы были на отдыхе и никуда не торопились, я решил еще на немного подремать. Но не тут то было! Примерно в 8.05 включилась радиотрансляция по корпусу и приятный женский голос сказал: С добрым утром товарищи отдыхающие! Напоминаем, что вы должны зайти в бухгалтерию для оплаты проживания. Мы дружно подумали, что следующее фразой будет: выходите строиться на утреннюю гимнастику!

Делать было нечего. Самые непоседливые (стоит ли напоминать о ком идет речь), схватили плавки, и пошли на пляж. Нет ничего лучше, чем окунуться в бархатную воду после непродолжительного сна! Вода была просто замечательной. Стоял полный штиль, и ласково светило уже не обжигающее осеннее солнышко. Но принимать солнечные ванны нам было некогда, нас ждали глубины и красоты бухты Ласпи!

Отдельно нужно рассказать об этом замечательном и необычном месте: бухте Ласпи. Представьте огромные валуны размером с хороший котедж, некогда скатившиеся с крымских гор и разбросанные по бухте! А аналогичные камни ждали нас под водой. Времени терять не хотелось. Быстро разобравшись с бухгалтерией, наотрез отказавшейся пойти нам на уступку и оставить в номере хотя бы до обеда воскресенья (оплачивайте полные сутки!), мы разгрузили оборудование, взяли баллоны с воздухом, выслушали небольшой брифинг о том, куда можно пойти и что посмотреть, мы отправились в пучину морскую. Нужно сказать, что погружения происходят прямо с берега, нужно проплыть на ластах метров 100 и потом уже уйти вниз.

Ожидания меня не обманули. Внизу действительно было красиво. Огромные валуны образовали множество проходов, которые местные дайверы называют пещерами. Очень много мелкой рыбешки и зеленух, деловито снующих между камнями. Над водорослями парят рыбы ласточки, исключительно теплолюбивые рыбки, поэтому практически отсутствующие в этом году на Тарханкуте. Но здесь они были в огромном количестве. Опустившись несколько ниже (примерно до 20 метров) мы попали в косяк мальков кефали, который грациозно пытался единой массой нас оплыть. Еще немного времени, и мы опять попадаем в каменные сады. Плавать здесь можно неограниченно долго, находя все время что-то новое. Второй дайв был в правую сторону от входа. Мы прошли между двумя валунами, прозванными Манхеттен, нашли несколько старых якорей. Якоря были очень древние, от металла осталась только ржавчина и сам якорь сохраняет форму только благодаря известкоым отложениям. Вода была +20 до самых 30 метров и только потом немного снижалась. А термоклин в +13 начинался, по словам Геннадия, только на 46 метрах.

Не смотря на то, что Тарханкут и Ласпи омывают воды того же Черного моря, все отметили, что вода здесь солонее, чем на Тарханкуте и подводный мир несколько отличается от привычного нам. Здесь было меньше мидий на камнях, но они были!!! На Тарханкуте рапана уже давно сожрала всех мидий, и теперь о былом величие напоминает только огромное количество пустых раковин на дне. Зато здесь было много так называемой песчаной мидии, которая селится на дне в песке, и ее поселения занимают целые поля. А во время завершающего дайва, Саныч нашел устричную скалу, и там были не только пустые раковины, но и живые устрицы. О таком на Тарханкуте мы забили несколько лет как.

Так закончились наши погружения в первый день. Вечером нас ждал шашлык и встреча с друзьями: местными дайверами и знакомыми, как раз проезжающими мимо наших мест.

На следующий день, как я уже говорил, в 8.00 мы вынуждены были покинуть наш номер и переселиться на пляж. Как только вахтер увидела, что мы покидаем номер, тут же отправилась туда проверить, не захватили ли мы случайно с собой пару местных стаканов. Погода с утра была не такая приятная, как вчера, но свежий морской воздух всегда приятнее городского смога. Время после легкого завтрака прошло довольно быстро, вышло солнышко, мы переоделись и вновь пошли под воду. К сожалению, мы не пошли на 50 метров, куда нас приглашал Гена, недавний приезд и вечерние посиделки не позволили нам сделать этого. Но и на 20 метрах, и даже на шести, в бухте есть что посмотреть. Мы вновь осмотрели кладбище якорей, обнаружив там несколько новых, не виденных нами ранее, обошли несколько раз каменные сады и заглянули в каждую пещерку, образованную валунами, прошли сквозь многочисленные арки, понаблюдали за ласточками и кефалью, Саныч неоднократно наблюдал горбыля. К сожалению, под водой не мало и следов деятельности человека. Шторма, иногда бушующие здесь, смывают с берега от пластиковых лежаков, до прицепов с оборудованием для жарки гриля. Но, хочу заметить, что довольно мало пустых бутылок, банок из под пива и прочего мусора, который всегда присутствует под водой в столь популярных местах.

Два погружения с небольшим перерывом пролетели незаметно. Мы убедились, что номер нам был совершенно не нужен в этот день, так что мы ни о чем не пожалели нежась между дайвами на пляжных лежаках в лучах нежаркого солнышка. Быстрые сборы, небольшой «перекус» вкусными чебуреками тут же в трёх метрах от выдачи баллонов, и вот мы уже в дороге, наматываем на колеса нашего джипа пыль крымских дорог.

Поездка была, как никогда хорошей. Отличная погода (не смотря на предупреждения метеоцентра о ранних заморозках), теплая вода и при этом неплохая видимость, веселая и непоседливая команда скрасила серость наших будней.

Думаю, что многим будет интересно с кем можно погружаться в Ласпи и сколько это стоит. О дайв-центре Aquman (так было написано на нескольких указательных табличках), а на самом деле Aquaman можно узнать на их сайте. День погружений (два дайва) с арендой баллонов и грузов, опреснением и хранением оборудования стоит 200 гривень. Думаю, что для членов «профсоюза» CEDIP вы сможете договориться и о скидках.

Сентябрь 2009 года. Бухта Ласпи.