И снова Дахаб. 2016 год.

Жабры сохли уже третий год, постепенно превращаясь в легкие. Да, и черт с ним, с кризисом, сказал народ, и отправился на дайвинг в Дахаб (кто не слышал, это Египет).

Были заказаны путевки. Хотя всем очень хотелось разместиться в какой-нибудь гостинице с видом на море, но наши туроператоры не работают с местными гостиницами, а стоимость перелета отдельно - почти равна турпутевке с проживанием в 4* отеле с завтраками и ужинами. Решено было остановить в отеле, предложенном туроператором, тем более с нами были дети.

Легкий взлет из аэропорта Днепра и мягкая посадка через 3,5 часа в Шарме. Виза подорожала до $25, но нам она, почему-то, не понадобилась. Нам выделили отдельный автобус, потому как кроме нас никто в Дахаб не ехал. Еще 1,5 часа по отличной дороге, 0,5 л «чая» за начавшийся отдых и мы на месте. Конечно, вылет в 14.45 радует: не нужно вставать ни свет, ни заря, зато на место мы прибыли уже после 22.00, столовая, ака ресторан, закрыт, но нас, все же, чем-то покормили. 20-метровый понтон - и мы на море (отель прямо на берегу, что не может не радовать). Лестница к морю крепко перевязана полипропиленовым шнуром. Но когда и кого это останавливало? Есть же традиция - по прибытии окунуться в синее море. Правда, на улице был довольно сильный холодный ветер, и погрузиться в морскую пучину решились далеко не все.

Часть нашей группы прибыла еще днем из Киева. Мы были радушно встречены в холле отеля. Также нам сообщили, что завтра в 9 утра нас ждут с вещами в холле: дайвинг стартует.

Наш отель назывался «Tropitel Dahab Oasis». Это действительно оазис на пустынном берегу. Отель утопает в зелени, есть бассейн и пр. удовольствия. Архитектура обычная, как и везде: 2-х этажное здание. Интересным было то, что все в отделе было сделано из бетона. Нет, бетонными стенами никого не удивишь, но кровати, диваны, столы и шкафы тоже были из бетона! Конечно, везде лежали «ортопедические» матрацы, мягкие подушки и частично все это было отделано деревом, но если вы заходтите, например, сдвинуть или наоборот раздвинуть кровати, у вас ничего не получится.

Сам отель находится в 10 км от Дахаба. Так что порекомендовать его можно только дайверам и любителям пляжного отдыха. Хотя и здесь вам предложат разнообразные экскурсии: в Израиль, Цветной каньон или еще куда-нибудь. От отеля в город ходит бесплатный автобус несколько раз в день, но вы всегда можете добраться на такси. Стоит, прада, это переводя на наши деньги 60-75 грн, это при том, что солярка всего 5,6 грн за литр (нам бы так жить). Такси Дахаба – это отдельная тема. В основном это Toyota пикап и пассажиры могут размещаться как в салоне, так и прямо в кузове (полиции, как вы понимаете там нет. Вернее, есть блок пост, между Дахабом и отелем, но караульных больше интересует кого везет такси, чем как везет.). Кроме того, бегают старые автомобильчики типа американских военных джипов 60-х годов.

Дахабское такси Дождь в отеле Дождь в отеле

В отеле из туристов были только мы и еще несколько человек из Германии и Австрии. Остальными отдыхающими были «местные жители». Наверное, отель смог в условиях кризиса попасть в какую-то социальную программу, потому, что за наш недолгий отдых здесь несколько раз менялся контингент отдыхающих: то привозили на несколько дней группу старшекласников, то их сменяли «пенсионеры». На этот раз, мы были «диковинкой» в отеле среди прочих.

Я не знаю, так ли повлиял кризис на туристический бизнес в Египте, или для Дахаба 4* выглядят именно так, но уровень отеля был на порядок ниже, если сравнивать его с отелями 4* в Шарме, по сравнению с 2009 или 2010 годом. В принципе, все чисто, в номерах убирают, постель меняют, но вот еда в «столовой» разнообразием не отличается. За все время не было ни одного кусочка каких-либо фруктов. На завтрак омлет, картошка пюре, что-то из бобов, огурцы, болгарский перец, капуста, насколько видов традиционного сыра с разными добавками, хлопья, молоко, мед, варенье, традиционные сладости, кофе, чай и напиток «Юппи». На ужин к этому добавляется суп, курица, мясо и рыба. Нет, с голоду вы не умрете, но привычных оливок, нарезок апельсинов, дыни и пр. к сожалению не было. Из фруктов был только лайм, который мы с удовольствием брали с собой к вечернему «чаю». Кстати, о «чае». Если лет 10 назад в Египте практически нельзя было купить пиво, и, тем более, крепкие напитки (только в дьютифри), то сейчас этого добра хватает. Правда, все местного производства, но вполне приличного качества, хоть и по несколько завышеной цене. В магазинах можно найти несколько видов пива, водку, ром, виски и пр. Виски с оленем на этикетке (откуда в Египте олени?) вполне употребляемо после закончившихся запасов «Ballantines» и «Jameson» из дьютифри.

Но не ради «оленя» мы летели в такую даль!

Еще в Украине договорились с одним из клубов о погружениях и скидках. Но, «по совету друзей» ((с) «Бриллиантовая рука»), в итоге мы путешествовали с другим клубом. «Дахаб Отель и Дайвинг Центр» . Не знаю, правильно мы поступили или нет, для сравнения нужно было погружаться с обоими клубами, но мы очень остались довольны дайвингом. Нас встречали и сопровождали хозяйка клуба, Татьяна Малкерова и дайв-гид Али (любитель погружаться в маске без ремешка и использовать компенсатор только в качестве крепления для баллона, фанат Бразилии) На самом деле, наверное нет особой разницы, с каким из клубов погружаться: дайв-сайты одни и те же (за небольшим исключением, о котором позже). Вас вовремя забирают из отеля, предоставляют место для хранения и опреснения оборудования, казалось бы, что еще дайверу нужно? Но, многие, надеюсь, со мной согласятся, что одним из решающих факторов приятных погружений есть дайв-гид, сопровождающий вас. Такого спокойного профессионала, как Али, я давно не встречал. С ним было очень комфортно и спокойно погружаться. К слову, нас было всего трое дайверов, что тоже большой плюс для релакса под водой. Татьяна же была занята с нашим фотографом, они вдвоем занимались фото-видео съемкой, результаты которой вы можете видеть в этом отчете.

Хозяйка клуба: Татьяна Хозяйка клуба: Татьяна Дайв-гид Али Дайв-гид Али

Первый день мы погружались на местном сайте на набережной Дахаба, в 100 метрах от дайв-центра. Сайт называется «Lighthose». Я не буду подробно описывать все наши погружения, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Поэтому в моем рассказе будет не много слов, но много фото и видео. Данный сайт ничем особо не выделяется от остальных: он удобен для чек-дайвов, тем более, после длительного перерыва. Из достопримечательностей мне понравились две рукотворные конструкции. Особенно Слон, сваренный из каких-то остатков труб, ящиков и пр. пр. Даже телевизор был каким-то образом вставлен туда. Также, этот сайт часто используется для ночных погружений. Татьяна знавала пару осминогов лично и договорилась с ними, что когда мы «пойдем в ночь», они будут нас обязательно ждать. Но, на этом сайте мы больше не погружались.

Три года «сушки» гидрокостюмов дали о себе знать. Нам с огоромным трудом удалось погрузиться под воду, взяв с собой практически в два раза большее количество грузов, чем обычно.

На следующий день мы посетили «Umm Sid» и «Morey garden». Это южные дайв-сайты Дахаба, расположенные примерно в 15 км от города, рядом с отелем «Happy Life». Погружение осуществляется с берега, один сайт направо, другой - налево. Неплохие сайты (в Дахабе есть плохие?), с разнообразными кораллами и животным миром.

Нужно сказать, что возле всех дайв-сайтов на берегу есть традиционные шалаши с коврами и подушками, где мы отдыхали между дайвами, наслаждаясь видом на море, кофе и бедуинским чаем.

Пляж отеля "Happy life" Пляж отеля "Happy life":народу не протолкнуться

Утром следующего дня, мы пешком отправились на «Canyon». Это примерно в 200 метрах по берегу от нашего отеля и еще примерно в километре от знаменитого «Blue Hole». Хочу отметить, что наше оборудование уже ждало нас на берегу, что было очень приятно. Нам не пришлось тратить время на поездку в дайв-центр.

Каньон великолепен. Живности внутри практически нет, но сам каньон красивый, особено в лучах солнца. А пока вы будете подниматься по краю кораллового рифа, можно наблюдать за суетливой жизнью морских обитателей.

Отдохнув положенный час между погружениями, мы отправились уже на машине на сайт, расположенный с противоположной стороны нашего отеля. Это был «Abu Helal». Прекрасный сайт. Дно полностью укрыто разноцветными кораллами, много живности, а изюминкой погружения стал небольшой каньон, о котором, похоже, знают не все дайв-гиды или, по крайней мере, не все могут его найти. Но наш Али был на высоте. Он безошибочно нашел вход, а на выходе из каньона выталкивал нас как пробку из бутылки. Погружаться на этом сайте можно только при спокойном море. Зайти в воду даже при небольшом волнении, очено сложно. Но нам повезло с погодой! Если первые два дня дул ветер, то потом стоял практически штиль, о чем наверное горевали кайтеры и серферы.

Как я уже писал выше, наш отель находится как раз между этими двумя сайтами и, судя по понтону возле отеля, такой же красивый коралловый риф находится и возле него. Так что трубка с маской разнообразит ваш отдых в этом отеле. К сожалению, наше пребывание на плаже отеля сводилось лишь к утренним купаниям. Увы, поплавать с маской нам так и не удалось.

Как обычно, мы долго обсуждали с дайв-центром, куда поехать погружаться. Одним из вариантов рассматривался «Blue Hole». Но нужно сказать, что погружения там запретили, мало того, возле него постоянно дежурят полицейские. В этом году двое «технарей»- украинцев погибли в «Голубой дыре». Их так и не подняли со 120 метровой глубины. Кстати, полицейские были замечены и еще в нескольких местах погружений. Как нам объяснили, правительство запретило иностранным гидам погружать дайверов. В связи с чем, у некоторых клубов начались проблемы и «русскоговорящих» гидов несколько поубавилось. Правда, проблема решается довольно просто: всегда в группе есть местный гид, а кто и кого ведет под водой - проверить не возможно.

Заказав завтрак на вынос, утром следующего дня, мы отправились в порт Дахаба. Нас ожидали погружения с бота на сайты «Shugarad» и «Gabr El Bint». А доставил нас на место харизматичный капитан. Это были два замечательнейших погружения за все время нашего путешествия. Здесь живут огоромные горгонарии, даже лес горгонарий. Дно полностью устлано кораллами, а попутное течение позволит вам действительно насладиться «катанием на дайвинге», практически сидя в кресле, как перед телевизором. Здесь мы встретили морскую черепаху. Дайв-день закончился традиционным обедом на корабле и представлением обслуживающего персонала, перебрасывающего пустые баллоны с корабля на пирс.

Капитан Шоу

Уже который день мы встаем ни свет, ни заря, оставшись без завтрака в отеле. На этот раз нас ожидает путешествие в деревню бедуинов, куда не все дайв-центры предложат вам поездку. Наш путь лежал на джипах из гостиницы до «Blue Hole». Там мы пересели на «рыбацкие лодки» с 120-сильным движком и отправились вдоль берега в сторону «Голубой лагуны». В это место можно попасть или на верблюдах вдоль берега, или, как мы, на катере. Есть еще один путь - через горы, но это крюк в несколько часов, а мы уже минут через 20 были на месте. Здесь мы вновь перегрузили оборудование и вещи на джипы и выехали в сторону конечного пункта: национального парка «RAS ABU Galoom», где живет шейх Мохамед. Это интересное место, не очень туристическое, более реальное и живое, чем Шарм или Дахаб. Хотя и Дахаб тоже очень примечательная «деревня», с бродящими по улицам козами и барашками. На берегу выстроено несколько бунгало из камыша для дайверов или просто туристов. Здесь же рядом, в таких же бунгало, проживает Мохамед и его семья. Среди построек бродят козы и куры, а на старых шинах отдыхает пес. Все это напоминает цыганский табор. Зато среди построек стоит туалет, совсем не типа сортир, а вполне цивильный и гораздо чище, чем туалеты в некоторых аэропортах и ЖД вокзалах нашей страны.

Деревня Мохамеда Деревня Мохамеда
Деревня Мохамеда Деревня Мохамеда Удобства

Первое погружение было прямо не отходя от деревни. Разнообразные живые кораллы, рыбки, в общем, что и везде по побережью близ Дахаба, только почти не тронутые.

К следующему дайв-сайту мы отправились на джипе. Только Али знал тот приметный камень, возле котрого нужно остановиться и войти в воду. Под водой нас ждал огромный сад с разбросанными по песку столовыми кораллами и разнообразной живностью, живущей среди их ветвей.

Когда мы вернулись «домой», нас ждал обед, состоящей из трех видов жаренной рыбы, салата, жаренной картошки, обязательного риса, лепешек и тахима – пасты из семян кунжута. Сказать, что все это очень вкусно и питательно – не сказать ничего. После бедуинского чая, нас окружили жены и дети Мохамеда, предлагая купить у них всякие всячины ручной работы.

А вот и обед Hand made Hand made

Думаете, после сытного обеда мы улеглись отдыхать? Как бы не так! Мы отправились еще в одну достопримечательность этого парка: Голубую лагуну. В нескольких километрах от деревни Мохамеда находится довольно большой неглубокий залив с прозрачной голубой водой, из-за которой этот залив и получил свое название. За рулем джипа был один из сыновей нашего радушного хозяина, которому было лет одиннадцать.

Голубая лагуна. Туман
Водитель маршрутки А у меня все Ок!
Голубая лагуна 'Суши'

В этом путешествии нам повезло и не повезло с погодой. Стоял практически штиль, солнце пряталось за облаками, что особенно хорошо было для нас, «людей с севера». Но в тоже время, из-за отсутсвия солнца, нам не удалось насладиться яркими красками этой лагуны. На берегу залива также стоят шалаши для отдыхающих, только теперь уже серферов. Школа для них расположена здесь же. На стене хозяйки бунгало (еще одна жена Мохамеда) вялилось несколько осьминогов.

Инструктор по серфингу А что? Я тоже на отдыхе! Ты туда не ходи, ты сюда ходи

До 18.00, старта ночного дайва, осталось пару часов на отдых. Он проходил здесь же, возле наших шалашей. Если вы думаете, что ночной дайв – это то же самое, что и дневной, только в темноте, то глубоко заблуждаетесь. Не смотря на тот же самый ландшафт, на сцене появляются совсем другие обитатели кораллового рифа: крылатки выходят на охоту, «расцветают» трубчатые черви, танцуют в толще воды кальмары. Риф выглядит совершенно по-другому и населен другими обитателями. Но «гвоздем» программы стали небольшие рыбки-фонарики. Их видно только в полной темноте. Глаза этих рыб сверкают как маленькие лампочки. Мы обнаружили небольшую стайку уже при выходе на берег.

Затем был вкусный ужин и разговоры под «рюмку чаю» с оленем на этикетке и «белой лошадью». Не смотря на языковые барьеры (Али знает английский и несколько русских слов и, как мы выяснили позже, неплохо понимает русский язык), мы отлично пообщались и хорошо провели остаток дня.

Анекдот-быль от Али.
- Стою это я в метро в Москве (по словам Али у него 3 жены, одна в Питере, одна в Москве и одна в Каире), и нужно мне попасть на станцию оранжевой линии. Стою я, стою, а поезда все синие и синие. Так и не долждался оранжевого…

Первоначально предполагалось, что мы будем ночевать в бунгало, куда заботливый Мохамед провел освещение (где-то стоит генератор, обеспечивая электричеством весь берег). Но, как я уже говорил, нам очень повезло с погодой: стояла теплая, безветренная ночь. Поэтому мы расположились на берегу, под открытым небом, и быстро уснули под тихий шелест прибоя. Правда, часа в три ночи я проснулся от того, что кто-то сильно дул в ухо. Оказалось, что включили природный «вентилятор», пришлось перебираться под навес.

А спустя всего три часа мы проснулись и стали собираться, потому, что нам нужно было покинуть гостепреимных будуинов до того, как начнется рабочий день у полиции. На завтрак нам принесли чай, лепешки, овощи и замечательный козий сыр.

Этот день напомнил нам уже начавший забываться отдых на Тарханкуте…

Мы благополучно добрались до отеля, по дороге высадив Али, который собирался вести под воду очередную группу дайверов.

Я уже говорил, что нам «дико» повезло с погодой. Через некоторое время после прибытия в отель, на улице начался ливень! Такой дождь в этих местах бывет один раз в несколько лет.

Но не только дайвингом запомнилось наше путешествие. После погружений мы обычно гуляли по городу, посещая различные ресторанчики и местные «кафешки». Больше всего мы предпочитали не рестораны на набережной, а места, где едят местные. Нам готовили жаренную рыбу и креветки в фольге, ребрышки из барашка, который «только что бегал» ((с) «Мистер Х»). Совершенно случайно мы забрели в отличный ресторанчик на берегу, который потом посещали не один раз. Нужно заметить, что порции в Дахабе отличаются от порций в украинских ресторанах. Первый раз мы зашли и заказали «три корочки хлеба» ((с) «Буратино»), а именно по пять больших креветок, потому как не были сильно голодными. К «трем корочкам хлеба» нам принесли: замечательный see food – рыбный суп на сливках с кусочком краба, несколькими мидиями и кусочками кальмаров и рыбы, - незаменимый тахим с лепешками (кстати, у нас в ресторане вас обязательно спросят, будите ли вы хлеб и сколько кусочков?), салат, рис и сами креветки с поджаренными на гриле овощами. И после всего «фри» чай. Нужно заметить, что похожий набор блюд нам всегда приносили во всех местах, где мы обедали.

Шашлык будет Шеф-повар Легкий перекус Эй! Друг! Заходи!

Что поразило – это практически пустой Дахаб! Вечером на улице появляются редкие туристы, в основном из самого же Египта. Говорят, что еще не сезон, но думаю, основная проблема в отсутствии туристов – это нынешняя неспокойная обстановка в мире. Когда мы вылетали из аэропорта Шарма - первым был наш рейс, еще один в Харьков и Киев, и пару - в Каир. Но лично меня отсутствие толпы туристов, и дайверов, в том числе, ничуть не расстроило. Даже "не знаю кому" сказать спасибо, хотя, все-таки знаю.

Деревня Дахаб Вечер, набережная V Деревня Дахаб

Это был крайний день нашего пребывания в Дахабе. В 4 утра следующего дня мы уже загружали свои сумки в автобус, приехавщий за нами. Я думал, что дайверы таскают с собой большие и тяжелые сумки с оборудованием. Но по дороге мы заехали еще в один отель за серфером. Он загрузил в наш «микрик» доску для серфинга вместе с парусом. Доску, Карл! Он ездит на отдых со своей доской, которыю не сложишь в чемодан или сумку! Такие мы - любители активного отдыха.

Мы прекрасно провели короткий отпуск (да, часть нашей группы еще осталась на некотрое время, возможно они привезут больше впечатлений о поездке). Хочется сказать большое спасибо принимающей стороне: Татьяне и Али за новые впечатления и хороший дайвинг.

Дайв-сайты Дахаба Дайв-сайты Дахаба Дайв-сайты Дахаба

P.S. Видео наших погружений, любезно предоставленны Татьяной Малкеровой.

Подводная фотосъемка: Александр Котельва. Остальные фотографии Александра смотрите в его персональной галерее.